Жить настоящим, не забывая о прошлом

Ветеранам Пружанского  района идей, энтузиазма и жизненной энергии не занимать...

Память,  патриотизм,  любовь  к  своей  стране  и  мужество  белорусские  ветераны  считают  непреходящими  ценностями

Ветеранам Пружанского  района идей, энтузиазма и жизненной энергии не занимать: встречаются с молодежью, пишут книгу об участниках войны, жителях этих мест, создают коллекции военных фильмов, песен, фотографий, аудиозаписей с выступлениями советских и немецких военных деятелей и многое другое. «Задумок очень много, главное —  успеть воплотить их в жизнь, — рассказывает Вячеслав Гаврилович, председатель районного Совета ветеранов. — Не должна уйти память, ведь патриотизм, любовь к своему народу, мужество, уважение к прошлому — это те ценности, на которые должна ориентироваться молодежь».

Для современных школьников кровавая Вторая мировая становится чем-то вроде некоего советского блокбастера, а между тем каждый из ветеранов может рассказать много чего такого, о чем не написано в учебниках истории. О своем военном прошлом бывший летчик авиации ночного действия Александр Миронов поведал лишь пару слов: в начале сороковых добровольно пошел в армию, сделал 58 боевых ночных вылетов, сбросил около 70 тонн бомб. А между тем Александру Александровичу дважды приходилось прыгать с подбитого самолета.

— Ну да, и такое было, — рассказывает он. — Летели над Ригой, сбросили бомбы, чувствую, что самолет неуправляемый. Делать нечего — дал команду прыгать. Ночь, немцы кругом, страху, конечно, натерпелись, но пистолеты были при себе.  Думали, что в случае чего будем отстреливаться: один патрон оставим себе, остальные — врагам. 20 дней шли по вражеской территории, а потом нашли своих. Попали к пехотинцам,  которые никак не хотели нас отдавать в авиацию, но мы все-таки вернулись в родной полк.

После окончания войны пошел работать инструктором, подготовил около 70 летчиков. На белорусской земле уроженец Уфы нашел свое семейное счастье: вот уже 63 года Александр Миронов с женой счастливо живут вместе.

Николай Глебов, председатель первичной организации ветеранов войны Линовского сельсовета, встретил войну 20-летним пареньком. Он один из тех, кто принимал участие в кровопролитной битве под Сталинградом.

— Я командовал взводом, — рассказывает Николай Иванович. — Бои шли ожесточенные, и, несмотря на то что стояли сильнейшие морозы, Волга текла и была красного цвета. Когда у немцев закончились бомбы, они стали бросать бочки с дырками: те свистели и сеяли панику. Генерала Паулюса окружили шестью армиями, но он продолжал сражаться. Так как мы были истребителями-противотанкистами, нас отправили противостоять танковой бригаде, которая пришла на помощь Паулюсу. Войну окончил только в конце июня 1945-го — в трансильван­ских Альпах воевали с власовцами и эсесовцами.

А Иван Алекумов — свидетель боев на Курской дуге — участвовал в освобождении Украины. Боевой путь начал в 18 лет под Воронежом, воевал в отдельном армейском батальоне противотанковых ружей.

— На Курской дуге был такой случай, — вспоминает Иван Михайлович. — Как-то ночью поднимают солдат по тревоге: немецкие самолеты разбомбили склад с бое­припасами, немедленно нужно потушить пожар. Мы  побежали к складу, все кругом горит, взрывается, словом, ад в аду, но приказ есть приказ. Вот такая была дисциплина и ответственность. В боях на Курской дуге солдатам помогал батальон противотанковых собак. Сейчас слово «смертник» на слуху, а тогда мы об этом даже не знали. Тренировали четвероногих так: на спину привязывали взрывчатку, и как только танк подъезжал на необходимое расстояние, поводок отпускали, собака неслась к нему, проползала между гусеницами и выскальзывала сзади. Если танк был большой, то на волокуше взрывчатку тянули две собаки.

Недавно Иван Алекумов посетил свой родной район в Воронежской области, прошелся по дорогим местам, встретился с учениками своей школы, потому что уверен, что память о событиях тех лет не должна уйти с ветеранами.

Еще один мой собеседник — Петр Синечко, участник восточно-прусской операции. Петя только окончил семь классов и с нетерпением дожидался, когда же вручат свидетельство о неполном среднем образовании.

— Как сейчас помню, — рассказывает Петр Филиппович, — собрались в школе, а там ни одного учителя… Вот так узнали, что началась война, всех призвали. А на следующий день увидели немцев. До 1944-го жили на оккупированной территории, пришлось испытать немецкий «новый порядок». А в 1944 году призвали в армию, шесть месяцев готовили в учебном полку в Киеве, стал бронебойщиком, а потом отправили на III Белорусский фронт. Вся Восточная Пруссия была укрепленным районом, плацдармом, где еще до 1939 года немцы готовили оборону. Здесь через каждый километр находились 2—3 точки, железобетонные казематы, крытые металлическим бронированным колпаком с выходом шахт наверх. Сначала изучали территорию, тренировались, а потом начали наступление. За подбитый танк представили к награде. После войны получил орден Отечественной войны второй степени.

Пережил Петр Синечко тяжелое ранение, потом воевал под Кенигсбергом, Берлином, в Чехословакии. После победы было семь лет срочной службы под Бобруйском. В запас из ракетных войск стратегического назначения ушел в звании полковника.

За скупыми словами — драматические события, наблюдать за которыми было нелегко, а участвовать вдвойне тяжелее. Что такое человеческое горе ветераны узнали еще в молодые годы, поэтому каждый из них по мере сил старается помогать нуждающимся.

— В сельисполкомах постоянно поднимаем вопрос о том, что одиноким, малоподвижным ветеранам не хватает человеческого участия, — рассказывает Николай Дулько, ответственный секретарь районного совета ветеранов. — Всех обязательно поздравляем с праздниками, на дни рождения — цветы и подарок, и люди, бывает, тронуты до слез. А если из центра социальной защиты приходят или школьники заглянут торфобрикет в сарай сложить, грядку прополоть, в магазин сходить — это реальная необходимая помощь.

Вот так и живут пружанские ветераны: не забывая о прошлом, но живя настоящим, подавая пример подрастающему поколению и убеждая всех, что лучшая награда за все — это каждый новый день.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter