Жилье — имя собственное

Горисполкомы накрыл вал заявлений на приватизацию квартир

Отразится ли приватизационный бум на стоимости вторичного жилфонда и активности «черных риелторов»?

Ничто не может так взбудоражить, как вид уходящего поезда. Итог всегда одинаков: давка на перроне, сильные эмоции в рядах догоняющих и желание впрыгнуть в последний вагон. А там будь что будет… Схожая картина сейчас наблюдается в исполкомах по всей стране — от столицы до райцентра люди штурмуют службы «Одно окно». Цель одна: приватизировать свои метры. И за ценой никто не постоит, ведь уже через год невыкупленное госжилье может приобрести статус арендного. Так, во всяком случае, сказал депутатам в середине мая министр ЖКХ. При этом разработчики готовящегося указа Президента просят не спешить с выводами и дождаться главной подписи. Ждем. А ажиотаж растет.

Кто последний?

К 8.00 в коридоре администрации Заводского района столицы выстраивается очередь из 40 человек. Разумеется, в службу «Одно окно». Кто-то пришел один, кто-то — всем семейством: присутствие прописанных совершеннолетних членов семьи обязательно.

— У нас такой наплыв начался с двадцатых чисел мая. С 21-го по 29-е с заявлениями о приватизации обратились 606 человек, с 29 мая по 3 июня — еще 505. В среднем в будний день в исполком приходит более 100 посетителей, в субботу — полсотни. Шесть специалистов службы «Одно окно» работают на износ, но все равно не успевают дать ответ в месячный срок. Именно по этой причине в усиление вскоре прибудут трое специалистов из расчетно-справочных центров района, — показывает «Р» кипу заявлений Наталья Жук, начальник отдела жилищной политики администрации Заводского района Минска. — Наша задача — проверить и занести все данные, а также рассчитать оценочную стоимость квартиры. А она зависит от многих факторов: площади, процента износа дома, наличия проходных комнат, совмещенного санузла, балкона, материала стен и т.д. Дальше все известно: первый взнос — 10 процентов от стоимости, остальное — в рассрочку на 40 лет. Какие набегают суммы? В среднем от 50 до 200 млн. рублей. Но многие до момента оплаты могут и не дойти…

«Серые» схемы нужно пресекать

Проблемные ситуации возникают сплошь и рядом. И разрешить их не так просто, как кажется на первый взгляд. Сын уже несколько лет сидит в тюрьме, с родственниками не общается, однако прописан… Бывшая невестка категорически не дает согласия на приватизацию. Нужно идти в суд. Дети уехали в Штаты, прописка осталась, приехать не получается. А мама ломает голову, как обеспечить присутствие всех членов семьи. Еще ситуация: в квартире госжилфонда сделана масштабная перепланировка. Теперь, чтобы оформить жилье в собственность, нужно убрать эти «изыски» и вернуть все в исходное состояние.

— В Заводском районе сегодня насчитывается порядка 12 000 неприватизированных квартир. И, судя по темпам мая—июня, мы ожидаем, что процентов 70 из них к концу года граждане оформят на себя. Какая процедура будет прописана по служебному и социальному жилью, сказать пока сложно. Нужно дождаться указа Президента, — говорит Валентин Керножицкий, управляющий делами администрации Заводского района. — Лично меня в этой ситуации настораживает только один аспект: уязвимость одиноких бабушек-дедушек, проживающих в квартирах госжилфонда. Думаю, внимание к ним со стороны «черных риелторов» в ближайший год может заметно возрасти. Поэтому «серые» схемы приватизации нужно особенно внимательно отслеживать с первых дней. И пресекать.

«Этот бум создала пресса…»

Увы, шквал заявлений накрыл не только Заводскую администрацию Минска. С теми же проблемами столкнулись и другие районы столицы, в которой из 675 000 квартир на сегодня не приватизировано 108 000. Больше других досталось Фрунзенскому и Московскому. Здесь число обращений по поводу приватизации колебалось в мае в пределах 640—1028. По сей день остаются в работе сотни майских заявлений: по ним столичные администрации еще не приняли решения. Попросту не успевают.

— Считаю, что этот бум создала пресса: еще нет указа, а мы имеем ажиотажный спрос. Представьте себе его масштабы: с начала года по городу принято 8436 заявлений на приватизацию жилья. При этом за один только май — 4659! В среднем по Минску мы получили 4-кратный рост, и это еще не предел. Приходится привлекать для работы в службы «Одно окно» специалистов расчетно-справочных центров. Также вешаем объявления: все, кто пришел в администрацию района по вопросу, не касающемуся приватизации, могут напрямую обратиться в профильные отделы, — рассказывает Нелли Пожиток, начальник управления сопровождения электронных служб «Одно окно». — Где были все эти люди 10, 15, 20 лет назад, когда в Беларуси активно шла приватизация жилья? Причем приватизация дешевая, по сегодняшним меркам почти копеечная. Они сомневались, опасаясь разного рода юридических закавык. Теперь же они массово пришли в исполкомы — и через одного мы получаем ситуации, которые можно разрешить только в суде. Все это затягивает время, которого и так не хватает. Информационный вброс спровоцировал мгновенную реакцию населения, но лично я задаюсь вопросом: зачем так спешить? Ну хорошо, приватизируют свои квартиры эти оставшиеся 108 000 минчан. А вдруг спустя время город введет налог на недвижимость?.. И пойдет у нас, как в России, уже обратный процесс — расприватизации. 

--------------------------------------

Прямая речь

Николай ПРОСТОЛУПОВ, председатель совета Белорусской ассоциации «Недвижимость»:

— Не думаю, что вся эта ситуация может как-то поколебать цены на вторичном рынке жилья. Да, люди приватизируют квартиры и обязуются при этом выплатить государству 10—20 тысяч долларов в течение 40 лет. Кто-то захочет рассчитаться раньше и заплатит всю сумму за 10 лет. Только после этого БРТИ снимет все ограничения по данной квартире — и ее можно будет выставить на продажу. Посему, полагаю, вторичный рынок недвижимости в указанном временном отрезке на эти процессы никак не отреагирует.

Что касается «черных риелторов», не вижу здесь реальной угрозы жизни, здоровью или материальному благополучию одиноко проживающих пенсионеров. Если они согласны на обмен жилья, то это можно сделать и сейчас. Причем вполне легально. А потом уже риелтор сам придет в администрацию района и приватизирует квартиру по всей форме. Другой вопрос: будет ли он в принципе этим заниматься? Заплатить ведь нужно совсем не 500 долларов и не 1000, как 10—15 лет назад. Суммы стали гораздо серьезнее…

--------------------------------------

Тем временем

Представитель Минжилкомхоза 31 мая заявил, что перевод неприватизированного жилья в арендное произойдет только через год после принятия соответствующего указа. Кроме того, предусмотрен ряд моментов, которые нивелируют проблемы при этом переходе. В частности, плата за пользование госжилфондом, в котором человек проживал, при переходе в коммерческий будет уменьшена. Соответствующие полномочия даны местным органам власти. Как предполагается, этот коэффициент составит до 0,1.

Также предусмотрен и такой вариант, как перевод жилья не в коммерческий фонд, а в социальный без взимания платы за пользование.

--------------------------------------

Цифра

На данный момент в Беларуси остаются неприватизированными 392 000 квартир. Это 14 процентов от их общего количества.

--------------------------------------

На снимке: в столичных исполкомах число заявлений на приватизацию выросло в 4 раза.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter