История Камилы Валиевой как барометр нравов в современном спорте

Жестокий романс

Олимпиада в Пекине вот-вот станет историей, осталось разыграть лишь несколько комплектов наград. Игры подарили немало ярких событий, от эмоций кровь била в голову и замирало сердце, было множество неординарных событий и удивительных спортивных подвигов. Однако главное, что будет помниться всем много лет спустя, — невероятная история Камилы Валиевой: трагедия 15-летней девочки, испытавшей за короткий срок Олимпиады всю гамму чувств и эмоций. Допинг, суд, жесткий прессинг журналистов — юная российская фигуристка за две недели в Пекине прожила целую жизнь, которую вряд ли кто-то назовет праздником: Валиева прошла путь от восхищения до уничтожающего буллинга, от охотницы до жертвы, от железной фаворитки до главной неудачницы Игр. 

фото рейтер.

Большой спорт требует еще больших жертв — это истина прописная, никем под сомнения не ставящаяся. И тут уж других вариантов нет: назвался груздем — полезай в кузов. Не важно, мальчик ты или девочка, 30 тебе лет или скоро стукнет 16. Когда на карту поставлено все, в паспорт никто не заглядывает. Видов спорта, в которых на профессиональном, высочайшем уровне выступают почти дети, испытывая при этом космические перегрузки, немало: спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, плавание и новомодные скейтборды да сноуборды. Очень часто за видимой ширмой рекордов и пафосного звездного блеска остается суровая правда жизни: психологические и физические травмы, переломанные судьбы и трагедии. Однако история, приключившаяся с Камилой Валиевой в Пекине, при всех прочих равных все равно выглядит особо — она непостижимо цинична, запутанна и неприятна. От нее дурно пахнет. Как, впрочем, все чаще и от всего, что связано с современным спортом. 
Рыба, как известно, гниет с головы, и весь разгоревшийся сыр-бор был бы невозможен без активного участия в нем Международного олимпийского комитета и лично его главы Томаса Баха. 
Как говорил небезызвестный капитан Жеглов: «Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а дракон о трех головах. И головы эти: хитрость, жадность, предательство. Если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла». 

Двуличие МОК уже давно не вызывает удивления. Одной рукой здесь борются с допингом, а другой его прикрывают, используя в своих целях. Заявляют, что спорт вне политики, но сами стали самыми прожженными политиками. Топят одних, не замечая грехов других, введя для избранных негласный принцип индульгенции. 
Вся пекинская история Камилы Валиевой — это фарс и скоморошество, буффонада и фиглярство, лицемерие и балаган. 
Начиная от внезапно и так к месту вдруг обнаруженного безобидного по своей сути допинга, из пробы, которая была взята аж в декабре, до Спортивного арбитражного суда и реакции на него Международного олимпийского комитета. К сведению приняли, итоги командных соревнований не отменили и к личным соревнованиям Валиеву допустили, но при этом косвенно послали CAS на три буквы, заявив, что медали по итогам как командного турнира (победила, как вы помните, Россия), так и личного, если выиграет 15-летняя фаворитка, все равно вручать не намерены. То есть наглым и самым возмутительным образом вмешались в распределение мест до старта соревнований. 

фото рейтер.

МОК сам эту мерзкую кашу заварил, объявив охоту на юную российскую фигуристку и подвергнув ее колоссальному прессингу. Валиевой не давали прохода, ее имя полоскали всюду, она стала одновременно героем и антигероем последних десяти дней. И в итоге сломалась: дважды упав во время исполнения произвольной программы (в обычной ситуации ожидать подобного было наивнее, чем второго падения на Землю Тунгусского метеорита), Камила не только уступила золото подруге по команде Анне Щербаковой (ей, к слову, тоже всего 17), но и вообще осталась за пределами тройки, заняв итоговое четвертое место. Можете представить, что творилось и творится в душе этой девочки? 

На всем этом драматическом фоне слова главы МОК Томаса Баха, которыми он щедро поделился с журналистами, выглядят особенно ехидными и ядовитыми. Бах сказал, что он… расстроился: «В каждом движении было видно, насколько ей тяжело. Этому психологическому давлению не позавидуешь. Ей, наверное, хотелось просто уйти и забыть эту историю, но она катала до конца». Далее о том, что «расследование идет дальше, а мы со своей стороны готовы предоставить спортсменам психологическую помощь». Что «мы не хотели, чтобы Валиева участвовала в личном турнире Игр, и обратились в суд, но проиграли, а решение суда нужно уважать». Ну а когда роль Виконта де Бражелона была успешно сыграна, Бах перешел к главному — обвинил во всем Россию, окружение Валиевой и ее тренеров. Взвалив на МОК, помимо прочего, еще и функции всемирной комиссии по защите прав детей: «Я увидел, как холодно ее встретили со льда тренеры. Ей не создали комфорт, с ней говорили очень холодно. Это просто меня потрясло, это был какой-то жест разъединения. Для меня это сильное впечатление. Не понимаю, как можно быть настолько холодными по отношению к этой девочке. Все это совсем не дает мне уверенности в окружении Камилы. Ни в отношении того, что уже произошло, ни в отношении будущего спортсменки. МОК рассмотрит, есть ли в деле фигуристки Камилы Валиевой признаки жестокого обращения с ребенком». Почти как у Крылова: «Но, делу дать хотя законный вид и толк, кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и с илом? За дерзость такову я голову с тебя сорву». 

Теперь вопрос: станет ли после всех этих заявлений для вас удивительным, если вскоре вся школа Этери Тутберидзе, воспитанницами которой являются и Валиева, и Щербакова, и серебряная призер Игр Александра Трусова, получит от МОК жесткий бан? Лес рубят — щепки летят. И судьба девочки Камилы Валиевой в этом контексте никого не волнует. 

s_kanashyts@sb.by

Слезы капали…

Олимпиада начинает потихоньку опускать занавес. И вот мы уже с определенной ностальгией вспоминаем, как россиянка Непряева уступила всего 0,1 секунды в борьбе за бронзу в женских лыжах. Как выигрывавшая золотые медали в Сочи и Пхенчхане американская горнолыжница Микаэла Шиффрин трижды не смогла завершить состязания в Пекине. Как плакала Валиева и проклинала все Трусова. Как шел счет на тысячные в шорт‑треке. И как американо‑китайская модель с обложек журнала «Вог» Эйлин Гу выигрывала три олимпийские медали (из которых две золотые) в трех разных дисциплинах фристайла.

Эрин Джексон и Бриттани Боу.

О скольких таких сюжетах мы еще не слышали, не знаем? Читали про боровшегося с раком канадского сноубордиста Макса Парро? А слышали про то, что у российской биатлонистки Ирины Казакевич перед женской эстафетой умер отец, а она почти никому об этом не сказала — а потом вышла на свой этап и помогла команде завоевать серебро? Читали, через какую боль прошла между Пхенчханом и Пекином наша мультимедалистка Игр Аня Гуськова? А слышали про то, как норвежский двое­борец Магнус Риибер ехал в Пекин в качестве главного фаворита, потом попал в ковидную изоляцию, потом лидировал после прыжков, но перепутал лыжный маршрут и остался ни с чем? Так вот, его разочарование было столь велико, что он отказался участвовать в командных состязаниях, а норвежская команда их выиграла…

И все‑таки один из самых замечательных олимпийских сюжетов подарил нам конькобежный спорт. Россиянка Ангелина Голикова до последнего претендовала на бронзовую медаль на дистанции 1000 метров, но в самом конце ее результат превзошла американка Бриттани Боу. Так вот слова Голиковой: «Американка Эрин Джексон победила всех сильнейших на 500‑метровке. А она могла вообще не попасть на Игры. Ей Бриттани Боу отдала свою квоту, и это справедливо — Эрин действительно сильная. Сейчас Бриттани завоевала свою медаль. 
Они делают человеческие поступки, и судьба им улыбается. 
Эта история должна стать для нас уроком. Чтобы мы не злились, а понимали, что надо работать. Когда возникают ситуации, когда судьба проверяет человеческие факторы, надо быть честными перед самими собой».

Но это еще только половина истории. Дело в том, что Джексон — особенная спортсменка. Во‑первых, чернокожая. Во‑вторых, из южной Флориды, где о льде имеют примерно такое же представление, как мы о пальмах. В‑третьих, ей 29 лет, и профессионально заниматься конькобежным спортом она начала всего шесть (!) лет назад, когда ей стукнуло уже 23. Конечно, будет излишним сказать, что Джексон не умела кататься на коньках, только коньки в ее жизни были в основном роликовыми. Она занималась роллерблейдингом (катание на роликовых коньках с выполнением трюков). Это не самый популярный вид спорта и точно менее известный, чем конькобежный спорт, но в США по нему проводятся регулярные чемпионаты, Гран‑при и турниры — и она выигрывала их 47 раз.

Когда в США шел отбор на Игры в Пекин, Джексон споткнулась в ходе забега и не попала в двойку сильнейших. И тогда на помощь пришла Бриттани Боу…

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter