Воспоминания о народном артисте СССР и Беларуси Викторе Ровдо его внучки Ирины Барановой

Жест маэстро

«Кто заменит меня, когда придется уйти в Вечную жизнь?» — «Те, которые сейчас стоят за дверью». Именно так семь лет назад профессор Ровдо ответил на вопрос самому себе со страниц нашей газеты. Беседа подходила к концу — за дверью его ждали ученики...



40 с лишним лет он руководил Академическим хором Белтелерадиокомпании, объездил с концертами весь мир, сделал духовную музыку достоянием светской публики, озвучил и записал на радио весь песенный фольклор, собранный Григорием Ширмой (а это более двух тысяч песен!). Наконец, стал автором хрестоматий, по которым будет учиться еще не одно поколение студентов консерваторий... Имя народного артиста СССР и Беларуси Виктора Ровдо значится во всех крупнейших музыкальных энциклопедиях, среди его наград — самые престижные ордена, премии и Гран–при международных конкурсов, на которые только может рассчитывать хоровой дирижер...

Однако сам маэстро главным своим достижением считал учеников, тех самых, навстречу которым открывал двери в течение полувека. Причем не только в учебной аудитории, но и двери своего дома. Как вспоминает его внучка Ирина Баранова, на Пасху и Рождество их квартира едва вмещала многочисленных гостей, хотя специально никого не приглашали. Ученики — бывшие и «действующие» — приходили без предупреждения, традиция чаепитий у Ровдо существовала не одно десятилетие. Конечно, у кого–то были гастроли, кто–то продолжал карьеру за рубежом... Да и не мог бы его гостеприимный дом принять всех, кто считал себя его учеником, — их было немногим менее тысячи...



Но первый международный фестиваль–конкурс академических хоров Con anima имени Ровдо стал одним из ярчайших событий уходящего года не только для них. Хотя концерт православных песнопений, прошедший в дни конкурса в память о маэстро, собрал в Минском Храме–памятнике в честь Всех Святых тех, кому это имя особенно дорого: родных, учеников, коллег Виктора Владимировича... Как знать, возможно, этот конкурс приблизит осуществление самой большой мечты Виктора Ровдо — создать в Беларуси свое Певческое поле вроде популярного музыкального праздника в Прибалтике, собирающего на одной сцене до 25 тысяч хористов? В конце концов эта идея вдохновляла не одного только Ровдо. Многие его ученики и сегодня продолжают доказывать то, что их учитель считал аксиомой, цитируя известное высказывание Стравинского: «Где классика — там правда, все остальное — провалы».

Не будь человеческий век так короток, Виктор Ровдо наверняка реализовал бы и эту мечту. Бесспорный талант дирижера («под его руку мы поем лучше, чем умеем», — говорили хористы) плюс знаменитое умение убедить и заразить своим вдохновением кого угодно позволяли ему осуществлять самые фантастические проекты. Скажем, в 1988 году инициированный им концерт по случаю 1000–летия Крещения Руси хотели отменить чуть ли не за день до события — перестройка перестройкой, а советские традиции были еще сильны, и вечер духовной музыки на сцене оперного театра многим руководителям казался оскорблением всех прежних идеалов... Но судьба как будто всегда была на стороне Ровдо, берегла его и спасала во всякое время. Виктор Владимирович вспоминал, как в годы войны, когда подпольно изучал анатомию в Виленском университете, прятался от облавы в подвале, где хранились бочки с формалином, да и после он выжил практически чудом, переболев одновременно брюшным и сыпным тифом. Пережил страшную аварию, перенес еще более тяжелую болезнь... Но успешно достигал все новых целей, которые ставил самому себе без конца.

— Везение, говорите? Его везение — это кропотливый труд, — считает внучка Виктора Владимировича. — Ни разу не помню такого, чтобы он оставался дома на весь день. Выходные не любил в принципе. Использовал любую возможность, чтобы лишний раз поработать — на радио, в консерватории... Иногда, правда, мог поехать на дачу — отвозил туда жену, Софию Антоновну. Но больше двух часов там не выдерживал...

Над одним вокальным фрагментом он мог работать до двух часов — отсюда разговоры якобы о «деспотичности» Ровдо. Но он знал только один путь к известности.

— Честолюбие ему было свойственно, но честолюбие это было несколько иного рода, — рассуждает Ирина Баранова. — Личная победа для него была не важна. Значение имело только то, что он оставит людям...

Неподдельное

— Каждые субботу и воскресенье он ходил на службу в церковь и по возможности участвовал в жизни прихода. В Петропавловскую церковь пожертвовал крест на иконостас, а когда в Сморгони восстанавливали церковь, в которой служил его отец, подарил деньги на колокол... Но это не демонстрировалось. Делать что–либо напоказ ему вообще не было свойственно.



Мой родной дедушка Михаил Кузменко также был священником, в семинарии они учились вместе с Виктором Владимировичем. Бабушка — родная сестра Софии Антоновны. И когда дедушке дали 10 лет лагерей (во время войны он был инспектором духовной семинарии в Вильнюсе), бабушка поддерживала его в ссылке, а София Антоновна взяла на себя заботу о всех ее троих детях. Хотя теперь они жили в однокомнатной квартире ввосьмером... Дедушку полностью реабилитировали только в 70–е годы, и позже именно он начал работы по восстановлению фресок в Спасо–Евфросиниевской церкви в Полоцке, настоятелем которой был до своих последних дней. С Виктором Владимировичем они были близки всю жизнь. Моя мама и ее братья стали для них одинаково родными.

В доме Виктора Владимировича я живу с тех пор, как окончила школу. Общения с ним мне сейчас очень недостает. Не хватает его спокойствия, умения выслушать и понять, посоветовать что–то путное... Хотя его главный совет я могу назвать универсальным: «Сохранять веру в душе, помнить о том, что ты делаешь и не причинять зла другому».

Повседневное

— Он же родился фактически в церкви — после Первой мировой войны в одной из комнат своего дома в Сморгони его отец–священник сделал домашнюю церковь. Но мама мечтала, чтобы сыновья стали медиками. И когда после семинарии Виктор Владимирович поступил на медицинский факультет Виленского университета, семья не возражала. Небольшой конфликт случился, когда он решил поступить еще и в консерваторию. Но оттуда его исключили уже через год — показательно, на комсомольском собрании, хотя комсомольцем он не был. Зато был регентом в Кафедральном соборе в Вильно и одновременно руководил хором в семинарии. Для советского студента это было недопустимо...

Консерваторию окончил уже после войны. А позже — еще и аспирантуру у Свешникова. Тогда же в Москве стал дирижировать хором мальчиков, который выступал в Загорске в то самое время, когда наш митрополит Филарет, нынешний почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси, был еще семинаристом. Владыка хорошо запомнил этот концерт и особенно — руки дирижера, по которым узнал Виктора Владимировича много лет спустя, уже в своем духовном сане в Беларуси... Действительно, у Виктора Владимировича были очень характерный жест и манера дирижирования, свойственная только ему.

Говорят, даже соседи по даче не видели его без галстука–бабочки? Ну да, но и это не было «показательным выступлением», бабочка и шейный платок давно стали его повседневной одеждой, таким был стиль не только его одежды, но и внутреннего мира.

Личное

— Когда владыка Филарет пришел навестить его в последний раз, Виктор Владимирович пожалел только о том, что привез Софию Антоновну в Беларусь. Еще до войны он пел в хоре Ширмы, и, когда Григорий Романович разыскал и пригласил в Минск оставшихся в живых учеников, Виктор Владимирович долго не раздумывал. Возможно, свою роль сыграл и «зов крови» — родом–то он из Беларуси. В то время София Воеводская пела ведущие партии в литовской опере, открытки с ее изображением продавались во всех киосках. Конечно, там ее творческая карьера могла сложиться иначе — в Минске были свои примы...

Кстати, в хоре Ширмы они и познакомились. Ему было 16 лет, ей — 13. Очень часто спевки продолжались чаепитием в доме ее родителей, там же вышивались рубашки, придумывались концертные номера... В годы оккупации он чем мог помогал их семье и нередко оставался ночевать, если не успевал уйти до комендантского часа. «Я его знала и видела в разных ситуациях», — так София Антоновна объясняла свое решение выйти за него замуж.

Таких отношений я не видела больше ни у кого. Они были по–настоящему родными людьми. И не только в праздники, но и каждое 30 сентября, в день именин Софии Антоновны, мы знали, что его ученики снова придут в наш дом...


Советская Белоруссия №238 (24619). Суббота, 13 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter