Женское дело

Триумф! Вчерашний день принес нам новую радость — два «золота» в гребле! Тем самым гребцы серьезно пополнили нашу медальную копилку. В целом удачно сложились игры и для представителей тяжелой атлетики, которые до сего моменты были главными триумфаторами Пекина...

Такую неподъемную громаду

Врагу не пожелаю своему.

Владимир Высоцкий, «Штангист».


Триумф! Вчерашний день принес нам новую радость — два «золота» в гребле! Тем самым гребцы серьезно пополнили нашу медальную копилку. В целом удачно сложились игры и для представителей тяжелой атлетики, которые до сего моменты были главными триумфаторами Пекина. Отдавая должное нашим новоявленным чемпионам, не забываем о тех, за кого радовались и переживали еще совсем недавно.


«Когда звучал гимн, самым сложным для меня было — не расплакаться», — вспоминал обладатель трех мировых рекордов Андрей Арямнов. Анастасия Новикова тоже плакала. Плакала навзрыд из–за несправедливости судьбы. Именно она, миниатюрная девушка из Жодино, должна была открыть наш «золотой» счет на Олимпиаде. Но судьбе было угодно распорядиться по–своему. «Ничего — это спорт», — по словам мэтра тренерского цеха Виктора Шилая, фамилию Новикова белорусские болельщики еще услышат, и не раз. Как выучат и мелькнувшие в протоколах имена 22–летней Ирины Кулеши и 19–летней Юлии Новакович. У девушек, считает Виктор Анатольевич, большое будущее, а для него, «отца» всех побед белорусских штангисток, секретов вокруг помоста не существует.


— Мне дважды приходилось лепить команды с чистого листа, — вспоминает Виктор Анатольевич. — Сначала — мужскую, а потом — женскую. Первый «подход» случился в 1994 году, когда мне, на тот момент старшему тренеру детско–юношеской школы, предложили место гостренера. Было тяжелое время. В команде были сильные ребята, но они вскоре ушли, а молодежи практически не осталось. А незадолго до Олимпиады 1996 года еще и Курлович травмировался. Виктор Путьков, который тогда был замминистра, даже уговорил уже завершившего карьеру Леонида Тараненко вновь вернуться в зал! Тот вернулся так, что в 41 год стал чемпионом Европы! Но в Атланту все же поехал Курлович, который, как оказалось, так и не смог восстановиться после травмы... Домой штангисты вернулись без медалей. После двойного успеха четырехлетней давности этот результат выглядел настоящим провалом, и команду пришлось собирать заново.


За выступлениями ребят в Пекине я следил с особенными чувствами. Андрей Рыбаков, Андрей Арямнов, Вадим Стрельцов... Это очень талантливые спортсмены, но главное — они не боятся завоевывать медали. Качество, от которого победа зависит едва ли не в большей степени, чем от силы мышц.


— Так или иначе, но им наверняка приходится нелегко: вас, например, не удивили 17–летний китайский чемпион Квин Кван Лонг и Лю Чунхонг, установившая три мировых рекорда?


— Удивили. Лонг — это, на мой взгляд, второй Халил Мутлу. Причем в отличие от Мутлу он гораздо лучше сложен и обладает куда большим потенциалом. Сейчас вот много говорят о том, что, мол, Мутлу повезло, что он не смог участвовать в нынешних Играх. А я считаю, что турок все прекрасно просчитал. Разведка в спорте работает хорошо, и все знают, от кого чего можно ждать. Халил Мутлу решил уйти непобежденным.


— Откуда же у китайцев столько прыти?


— Все просто: в свое время они снимали и фотографировали все, что имело отношение к спорту. Я прекрасно помню, как китайские делегации, попадавшие, скажем, на чемпионат Европы, снимали все, вплоть до туалетов и раздевалок. Они собирали всю информацию, чтобы потом использовать ее в собственных интересах. Вдобавок к этому они практически во все виды спорта пригласили работать лучших западных тренеров. Наставники и медики из ГДР уже давным–давно работают с китайскими спортсменами.


— Вам в свое время тоже довелось побыть легионером...


— В 1999–м я подал в отставку с поста гостренера и уехал в Тунис. За полтора года успел подготовить чемпионку Африки. Правда, на наши успехи (в 2001 году на Арабских играх подопечные Шилая установили 17 (!) рекордов. — Д.К.) руководство страны отреагировало весьма необычно: раз результат есть — тренер уже не нужен. Но в любом случае это был весьма интересный опыт: раньше у нас никто не работал с девушками...


— Этот опыт пришелся как нельзя кстати по возвращении домой, где вас почти сразу отрядили на формирование своего «женского батальона»...


— У нас тогда женской штанги не было вообще. Где–то начинали тренироваться Аня Батюшко и Таня Стукалова, была еще парочка девочек в регионах, но ни о сборной, ни об олимпийских медалях никто, конечно, даже не мечтал. Пришлось ездить по стране и буквально по кусочкам собирать будущую олимпийскую сборную. Поначалу тренировались вместе с мужчинами, а когда получили свой календарь, оказалось, что финансирования катастрофически не хватает. Жили в общежитии, выделенных на питание денег хватало только на обеды в столовой. Не поверите, но завтраки и ужины мне приходилось готовить самому. Мы с Таней Стукаловой (она тогда капитаном команды была) брали деньги, шли на базар и кормили всю команду. А что оставалось: очень хотели получить результат!


— Как девушки переносили трудности: им–то небось другого хотелось?..


— По–разному. С женщинами вообще работать сложнее: капризы, характеры... Была у нас, например, Оля Недорезова (в настоящее время отбывает двухлетнюю дисквалификацию) — человек неплохой, но своенравный. Хочет — работает, не хочет — не работает, и ничем ты ее не заставишь... Впрочем, и результатов больших у нее по этой причине не было. А вот Аня Батюшко и Настя Новикова — полная ей противоположность. Эти могли пахать с утра до вечера без перерывов на обед. Так продолжалось вплоть до Олимпиады 2004 года, где Аня Батюшко и Таня Стукалова завоевали две олимпийские награды. После этого о женской штанге в Беларуси заговорили во весь голос. Мне ж тогда даже за 8–е место обещали всяческую поддержку, а тут — такой успех! После этого жарить картошку и запекать кур в духовке уже не приходилось. Завистников, конечно, тоже нажил: мне же президентскую стипендию дали, финансирование, сборы...


В 2005 году на горизонте появились первые тучи. Чемпионку Европы Анастасию Новикову обвинили в использовании запрещенного препарата, и одна из лучших учениц Шилая на 2 года оказалась в стороне от большого спорта. Вскоре к ней присоединился и сам тренер...


— Меня хотели «уйти» еще после дисквалификации Новиковой, но заступился тогдашний министр спорта Юрий Сиваков. У нас с ним накануне афинской Олимпиады интересная история приключилась. Он неожиданно приехал к нам в Борисов посмотреть, как тренируется команда, а девчонки одеты по принципу «кто что нашел». В общем, колоритный вид имеют. Юрий Леонидович спрашивает: «Сколько лицензий привезешь?» Я говорю: «Три, если дадут более–менее нормальное питание, фармакологию и форму». Сиваков обвел взглядом моих девчонок и говорит: «С завтрашнего дня женскую сборную — на полное финансирование!» Через неделю министр лично привез в Борисов форму и вручил ее команде. Нужно ли говорить, что на чемпионате Европы девушки просто порвали соперниц и обещание выполнили!


...В свое время Виктор Шилай, чтобы удержать в спорте всерьез подумывавшую о других способах заработка Анастасию Новикову, сам платил ей зарплату. В самый ответственный момент Настиной карьеры она осталась без поддержки тренера. Допинговые проколы сразу четырех белорусских штангисток накануне Олимпиады для работавших в тот момент с командой Виктора Анатольевича и заслуженного тренера СССР Павла Зубрилина, как и для всей спортивной общественности страны, стали громом среди ясного неба. Разбираться, кто прав, а кто виноват, не стали — время не терпело, и в Пекин «шилаевская» сборная поехала без него. Впрочем, черная полоса в жизни Виктора Анатольевича, похоже, скоро закончится: своей олимпийской медалью Новикова наглядно показала, что ее тренер не зря ест свой хлеб.


— Перед отъездом в Пекин Александр Григоров обещал мне, что, если мои девочки медаль привезут, он восстановит меня во всех должностях, — улыбается тренер. — Вот, готовлюсь к работе, а ее ожидается много. Эта команда обладает таким потенциалом, что готова бороться и с Китаем, и с любым другим соперником. По большому счету, Ира Кулеша уже на этой Олимпиаде может бороться за «бронзу», а в 2012–м из Лондона девчонки просто обязаны привезти «золото». Главное, чтобы работать не мешали!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter