О кинопремьере "Битва за Севастополь"

Женская история войны

«Битва за Севастополь» удивляет несколькими вещами. Прежде всего тем, что этот совместный кинопроект России и Украины, стартовавший еще в мирный 2012 год, пройдя через свое военное лихолетье, все–таки успешно и вовремя дошел до экрана. Правда, в украинском прокате картина режиссера Сергея Мокрицкого стала называться по–другому: «Незламна», что означает «Несломленная». Изменение названия говорит о выбранных приоритетах: не эпическая, а скорее биографическая драма. По правде говоря, это ближе к содержанию. Трагические эпизоды обороны Севастополя в фильме так и не показаны. По сути, «Битва за Севастополь» оказалась без самой битвы. История конкретной героини Великой Отечественной, знаменитой снайперши Людмилы Павличенко, претендующая на байопик, в фильме проявилась своими мифосказаниями. В таком случае, наверное, легче проецировать образ главной героини (Юлия Пересильд) на такие жертвенные образы, как, например, Жанна д’Арк. А, может быть, легче сопоставлять с теми, кого мифологизируют уже в новейшей истории. Не случайно на одном из премьерных показов в Одессе появились зрители с надписями на майках «Незламна Надя».






Сам режиссер, надо полагать, создавал как конкретный, так и обобщенный образ женщины на войне: «У нас мало фильмов, посвященных этой теме. А меня она волновала сильно». В этой коллизии чаще всего подмечают несоответствие женской природы разрушительной силе войны. В «Битве...» это несоответствие выражено явно: с детства воспитанная в спартанском духе Людмила Павличенко — хотя и кремень, но все равно беззащитная и слабая, она–то, конечно, и мужик в юбке, но женственная и трогательная. Ее личная история на войне — пронзительно страстная и трагически безысходная. После гибели любимого (Евгений Цыганов) героиня отказывается воевать, потому как личное «перебило». Именно женское победит и политику, и идеологию. Самые отрицательные герои — те партократы, которые не без доли жестокости использовали в своей героине только образ бравого солдата, не давая ей права на передышку, на свое горе и слезы. Одна из самых положительных героинь в фильме — Элеонора Рузвельт, которая косвенно стала причастна к изменению хода войны. Именно ее уроки по женскому обаянию и привлекательности смогли изменить образ наводящего на всех ужас снайпера. Из Леди Смерть Людмила Павличенко превратилась в прекрасную барышню, оказавшуюся способной просто и искренне произнести исторические слова: «Джентльмены, мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» Возможно, это позволило ей не только стать обожаемой героиней для многих американцев, но и действительно приблизить открытие второго фронта. Не случайно та же Элеонора Рузвельт позже назовет Павличенко состоявшимся солдатом, дипломатом, женщиной.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 67 (24697). Четверг, 9 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter