Дело вкуса от Элеоноры Езерской
На прошлой неделе на фасаде знаменитого высотного дома на Котельнической набережной Москвы в честь Клары Лучко была установлена бронзовая мемориальная доска, где народная артистка СССР запечатлена молодой, в кокетливой шляпке. Сегодня я хотела бы рассказать вам, какой Клара Степановна запомнилась мне.
Думаю, счастливая судьба была у этой талантливой актрисы, которую в 1999 году признали в Кембридже женщиной тысячелетия. Любимица миллионов умерла в марте 2005 года, не дожив несколько месяцев до 80–летия. Выглядела потрясающе и, казалось, с годами становилась только красивее. Носила чуть укороченные юбки — ноги позволяли, обожала платья, шляпки и костюмы достаточно ярких расцветок, очень любила ткань в горох. Черное и серенькое было не для нее. Всегда со вкусом одета, замечательно накрашена, с улыбкой и в хорошем настроении.
Актриса, на счету которой 60 фильмов, была востребована всегда. Впервые она сыграла в 19 лет у своего учителя во ВГИКе Сергея Герасимова в картине “Молодая гвардия”. Последние киносъемки были за два дня до смерти в Петербурге с Кириллом Лавровым. Еще написала книгу “Виновата ли я”.
Клара Степановна с удовольствием приезжала в Минск, не раз была гостьей белорусского кинофестиваля “Лiстапад”, получала призы и награды, охотно давала интервью. И всегда подчеркивала, что белорусская киностудия — любимая, так как здесь она снялась в фильме “Красные листья” в роли ресторанной певички Ядвиги. А пела за нее тогда начинающая исполнительница Эдита Пьеха.
Она умерла ранним утром, вернувшись накануне со съемок. Шла в кухню, чтобы приготовить мужу завтрак, и упала. Оторвался тромб.
Артистка любила говорить, что она трижды казачка. По корням — родом Лучко из села под Полтавой, и по ролям — сыграла в фильмах “Кубанские казаки” и “Цыган”.
Я была шапочно знакома с Кларой Степановной, и однажды в компании с удовольствием наблюдала за артисткой. Хорошо и весело рассказывала она о том, как на международных кинофестивалях западные звезды переодевались по 4 раза в день, а советские актрисы чего только не придумывали, желая разнообразить свой гардероб. Вместо топа надевали купальник, за ночь юбку одного платья пришивали к другому. И как однажды ее выручила Людмила Целиковская, одолжив в поездку роскошный вечерний туалет. Правда, дышать в нем из–за маленького размера было невозможно. В другой раз Клара Степановна поведала нам с Валей Шендриковой о том, как накануне убирала в гостиной и двигала большой стол, подставив под него собственную спину. А говоря об этом, весело смеялась, представляя себе всю нелепость ситуации. У нее никогда не было домработниц. Клара Лучко выходила замуж дважды. С первым супругом, известным актером Сергеем Лукьяновым, они вместе снимались в фильме И.Пырьева “Кубанские казаки”. Увидев ее, он влюбился сразу, оставил семью и был с Кларой безмерно счастлив. У них родилась дочь Оксана... Вторым мужем стал журналист газеты “Известия” Дмитрий Мамлеев. Артистка обожала свою дочь, которая после окончания ВГИКа решила заниматься бизнесом, и внука. Журналисты за красоту часто называли Лучко “самой сексуальной бабушкой” и просили раскрыть секрет вечной молодости. Она в ответ отшучивалась, что ленится посещать косметические салоны и тренажерные залы, никогда не делала пластических операций и придумала себе утреннюю гимнастику, которую делает лежа в постели: вытягивается, растягивая мышцы рук, ног, шеи. Правда, никогда не забывала воспользоваться ночным кремом. При росте метр семьдесят она всю жизнь весила не более 65 — 68 килограммов и гордилась этим. И всегда добавляла, что обожает жареную картошку с хрустящей корочкой, но почти не может себе ее позволить.
Клара Лучко была хорошим человеком. При возможности помогала многим. Молодой актер, партнер по фильму “Цыган” Алексей Никульников называл ее второй мамой. А Михай Волонтир, если речь сегодня заходит о его экранной Клавдии, плачет и говорит, что Лучко — святая. Клара Степановна помогла ему найти деньги на операцию, когда было совсем плохо с глазами.
Талантливейшая актриса, красивая женщина, хороший человек...