Женщина на борту

Свершилось! Первая китаянка в космосе!..

Свершилось! Первая китаянка в космосе! Газеты захлебываются от восторга, телеканалы соревнуются в количестве интервью с теми, кто знал Лю Ян с детства, — нация гордится. То, что женщина совершила первый полет в космос 16 июня 1963 г. и женщину эту звали Валентина Терешкова, вспоминают не слишком. Потому как что за гордость повторить достижение 49–летней давности? Лю Ян — первая в космосе, и точка.


Справедливости ради: космический женский клуб невелик — в него входят чуть более 50 человек и всего семь стран, и только две из них — СССР и США — отправляли женщин на собственных кораблях. Так что Китай стал третьей такой страной — и это, несомненно, достижение.


Корабль «Шэньчжоу–9» с тремя космонавтами на борту стартовал к космической лаборатории «Тяньгун–1» — прообразу будущей станции, которой Китай обзаведется к 2020 г. Весьма вероятно, что к тому времени две нынешние космические супердержавы — Россия и США — останутся не просто без Международной космической станции (у нее закончится срок эксплуатации), но, вполне вероятно, и без пилотируемых полетов в космос — сейчас широко дискутируется вопрос отказа от них, во–первых, из–за сокращения финансирования, а во–вторых, за ненадобностью. Для Китая это четвертый пилотируемый полет, первый состоялся в 2003 г.


Итак, первая китаянка в космосе — майор ВВС Лю Ян, пилот самолета–истребителя, 33 года, член КПК с 2001 г., замужем, муж тоже служит в военно–воздушных силах, семья намерена родить ребенка после возвращения Лю из космоса (кстати, долго бытовало мнение, что наличие ребенка — одно из обязательных условий для отбора в отряд будущих тайкунавток). Сама она — единственный ребенок в семье (на это тоже наверняка смотрели — чтобы будущая героиня нации не имела в семейной истории нарушения принятых в стране правил), с воодушевлением выступающая с патриотическими речами, в китайском аналоге Твиттера QQ она выступает под ником «маленький летающий рыцарь». До отбора в отряд тайкунавтов была заместителем командира авиационной эскадрильи, безаварийно налетала 1.680 часов, летчик второго класса. Во время конкурса по английскому языку она сказала: «Я — женщина–пилот, и священная роза моего сердца — это голубое небо Родины».


Ради Лю Ян (конечно, не только ее одной, но и всех будущих женщин на борту китайских космических кораблей) пришлось пойти на кое–какие нововведения: был сконструирован специальный женский скафандр, в лаборатории «Тяньгун–1» даже установили шторку в укромном уголке — чтобы можно было переодеваться вдали от глаз коллег–мужчин. Изменения внесли даже в меню: добавили больше овощей, продуктов с низким содержанием жиров, больше стало десертов и шоколада. В этот раз тайкунавтам дали больше свободного времени — раньше каждый их день на орбите был расписан по минутам, но теперь они могут сами корректировать свое расписание — с Земли им только напоминают об обязательных часах сна (по пекинскому, конечно, времени). Наверняка таким изменениям рады и двое мужчин, находящихся сегодня в космосе вместе с Лю Ян, — Цзин Хайпэн и Лю Ван.


Что тут сказать: Китай сделал огромный шаг вперед с тех пор, как в 1949 г. «великий кормчий» Мао Цзэдун посетовал, что его страна не может запустить в космос даже картофелину. Теперь китайцы мечтают совсем о другом: «Мы надеемся, что представительница прекрасного пола Китая станет первой из землянок, которая полетит на Луну, и первым человеком, который родит в космосе», — говорит писатель–фантаст Лин Чэнь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter