Жемчужины среди тонн словесной руды

Количество написанного белорусскими писателями за последнее столетие не поддается исчислению.
Количество написанного белорусскими писателями за последнее столетие не поддается исчислению. Но, как всегда, среди миллионов страниц только тысячи стоят внимания и прочтения. Естественно, что самое лучшее связано с общепризнанными именами, и именно поэтому их считают классиками. Классиков принято не только публиковать при жизни, но и издавать собрания сочинений после смерти. Объяснять, почему это делается, видимо, не стоит.

За ХХ столетие были изданы многотомники Кузьмы Чорного, Змитрока Бядули, Михася Лынькова, Ивана Мележа, Пилипа Пестрака, Михася Зарецкого, Максима Горецкого, Петруся Бровки, Владимира Короткевича, Василя Быкова и Ивана Шамякина. Но это только собрания избранных сочинений, а не всего наследия. Многое по-прежнему остается в архивах, разбросано по периодическим изданиям, нередко недоступным. Когда же наконец все без исключения творческое наследие классиков нашей литературы станет общедоступным? Вероятно, не скоро, но дело не стоит на месте, уверяет меня Михась Мушинский, на протяжении четверти века руководивший отделом текстологии Института литературы Национальной академии наук. Именно Михась Иосифович является "крестным" большинства собраний сочинений белорусских писателей. Первым же примером Полного собрания сочинений у нас в стране стало издание наследия Максима Богдановича. И это не случайно, объясняет мой собеседник.

- Еще в 1920-е годы под редакцией академика Ивана Замотина вышли "Творы М.Багдановiча" в 2 томах - самое первое академическое собрание сочинений в Беларуси. Замотин приехал к нам из России и занялся изучением белорусской литературы, привнеся на нашу почву опыт российской академической науки, что было очень полезно. Кстати, благодаря этому изданию до нас дошло большинство произведений поэта, потому что его архив исчез или погиб во время Второй мировой войны...

- Вы говорите о Полном собрании сочинений Богдановича, а тем временем некоторые высказывают сомнения по поводу его полноты: дескать, без напечатанного интимного дневника классика его наследие нельзя считать полностью опубликованным и изученным.

- Это очень тонкий вопрос, в первую очередь по моральным соображениям. Ведь пресловутый дневник - это не столько художественное произведение, сколько личные заметки Богдановича, не предназначенные для чужих глаз. В то время, когда мы готовили Полное собрание сочинений Богдановича, эти записки не были до конца расшифрованы и мы не имели их в своем распоряжении. Но сейчас я могу сказать, что так называемый дневник поэта надо обязательно опубликовать: в научном издании, с необходимыми комментариями. Конечно, это не произведение для серии "Школьная библиотека", но что касается Полного собрания сочинений, в нем для дневника Богдановича должно быть место.

- Возвратимся к началу нашего разговора. Что нового в Полном собрании сочинений Купалы в сравнении с предыдущими многотомными изданиями?

- Восьмой и девятый тома почти полностью состоят из доселе неизвестных материалов: это письма, заметки, публицистика. Публицистика зачастую очень острая, и по понятным причинам многое из нее - взгляды Купалы на национальный вопрос, государственное строительство, создание белорусской армии - в предыдущие издания не попадало. Всего "новинок" из "спецхрана" - около 85 произведений. Кроме того, мы включили в Полное собрание сочинений коллективные произведения, в написании которых принимал участие Купала, такие как, например, "Пiсьмо беларускага народу Вялiкаму Сталiну", в том числе и неизвестный первый вариант "Пiсьма". Будут опубликованы все собранные дарственные надписи Купалы на книгах - это мы делаем впервые. Отмечу также, что Купала был не только поэтом, но и талантливым журналистом, издателем, общественным деятелем, автором белорусской научной терминологии по литературоведению - все эти материалы, среди которых деловая переписка писателя, гонорарные ведомости, мы впервые предлагаем читателю в девятом томе.

- Интересно, а как вы находите ранее неизвестные произведения автора, ведь должны быть некие ориентиры? Раскройте, пожалуйста, секреты вашей "кухни".

- Сначала составляется библиография всех напечатанных произведений писателя. Далее - самая сложная и ответственная работа: исследователь должен сверить первую публикацию со второй, потом - с третьей, четвертой, установить разночтения между ними, выяснить, какая из данных версий соответствовала последней авторской воле. Необходима фронтальная сверка всей периодики. Изучаются рукописи, которые, опять же, сверяются с публикациями. Естественно, готовя Полное собрание сочинений, только своими усилиями мы, литературоведы, не можем справиться. Здесь необходима координация усилий архивистов, библиотечных работников, частных коллекционеров. Говоря о последних, отмечу, что многие материалы подолгу остаются неизвестными, хранясь в частных собраниях...

- Ходят слухи, будто пришлось отказаться от издания Полного собрания сочинений Коласа... И это после такого хорошего начала с Богдановичем и Купалой!

- Действительно, с изданием всего Коласа у нас очень большие трудности. Во-первых, нам необходимо поехать в Ташкент, где Колас находился во время войны, чтобы сверить всю периодику, в которой он публиковался. На это нет денег. А без такой сверки собрание сочинений полным не будет. Во-вторых, у близких Коласа, его друзей, их детей хранятся нигде не опубликованные автографы писателя. Это - частная собственность, которую мы не можем отнять, ее надо выкупить. Снова встает вопрос денег. И здесь без помощи государства не обойтись. Мы запланировали издать Коласа в 18 томах, и я как руководитель проекта очень беспокоюсь по поводу этого собрания сочинений.

P.S. Как накануне стало известно, уже в нынешнем году в издательстве "Мастацкая лiтаратура" увидит свет первый том собрания сочинений Василя Быкова.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter