Жемчужина в ржавой оправе

Минчане любят Цнянское водохранилище.
Минчане любят Цнянское водохранилище. Живя в микрорайоне Восток, я и представить не мог, что буквально под носом, в городской черте есть такая красота! Ее показал мне инженер-гидротехник, строивший в 70-х Вилейско-Минскую гидросистему. Показал с единственной, обращенной к газете просьбой: помогите спасти Цнянку!

Определение "девственная красота", точное по сути, здесь не годится: озеро целиком рукотворное. Когда-то, по словам собеседника, несколько автоколонн были заняты лишь тем, что засыпали дно привозным песком. Водоем заполнила (и заполняет сейчас) рукотворная же подземная река протяженностью более 50 км, чтобы по пути не попала в воду никакая зараза - ведь на острове в центре Цнянки расположена станция водозабора. Проект был уникален для всего СССР! Что неудивительно, ведь головным в Союзе был именно минский ЦНИИКИВР, институт комплексного использования водных ресурсов.

А что сейчас? Мы объезжали Цнянку хмурым рабочим днем, берега были немноголюдны, но явные нарушения охранного режима встречались на каждом шагу. Спускались на водопой коровы, парень открыто тянул через протоку сеть, по дамбе с жутким треском носился кроссовый мотоцикл, на острове стояли несколько машин. Вообще-то въезд перекрывает шлагбаум, но его дружно игнорируют, а замка давно нет. Мой провожатый, приезжая сюда на отдых, всякий раз опускает его и закручивает проволокой. Но это ненадолго (он давно сменил работу, лишь по этой причине не называю имени и нынешней должности. Важнее, что хлопочет о Цнянке не по должности - по-человечески).

Наибольшую угрозу представляет, конечно, опоясывающая водоем дорога, делающая доступной для "дикарей" любой участок берега. Вот их следы: кострища, вытоптанные поляны, пеньки сплошь и рядом. А ведь посадки планировали ландшафтные архитекторы, эти деревья сажали чьи-то руки!

В выходные дни по всему периметру стоят сотни машин: на дороге, на траве, вплотную к воде. Если с каждой взять хотя бы по тысяче рублей да направить деньги на содержание Цнянки! Но штрафовать владельцев фактически не за что. Еще в начале лета съезд с улицы Кольцова перекрывал "кирпич". Но запретный знак, наверное, просто сломали. Открыт въезд и со стороны кольцевой дороги, где к воде теснятся коттеджи. Нарушай - не хочу!

Парадокс, но немало времени мне стоило выяснить, имеет ли водоем какой-либо природоохранный статус, что позволительно на его берегах, а за что отдыхающих можно штрафовать? Оказалось, что Цнянку опекают множество ведомств и предприятий разного подчинения: водоканал, жилкомхоз, зеленстрой, санэпидслужба, лесопарковое хозяйство... Но у каждого частные задачи: уборка, благоустройство, торговля. Везде мне говорили про общие правила: дескать, нельзя мусорить. В областном комитете природных ресурсов нашлось лишь некое положение... 1975 года.

По логике, главный ответчик за территорию (здесь - акваторию) - районная власть. И тут парадокс: "юрисдикция" Советского района ограничивается улицей Кольцова. Водная гладь хоть и расположена внутри кольцевой дороги - Минский район. Именно его власти допустили, например, возведение коттеджей на берегу.

Посетовав на это, Борис Васильев, первый заместитель председателя Советского райисполкома, заверил, что содержание Цнянки остается за городской властью и строго контролируется. Каждый участок берега закреплен за каким-либо предприятием, работники исполкома дежурят здесь по выходным.

Да, на берегах чисто: убирают. Пляжные сооружения в порядке. Строится лодочная станция. Но важна тенденция: становится лучше или хуже? Ответ очевиден. Там, где ситуацию контролируют городские власти, - относительный порядок. От многоэтажек улицы Мирошниченко Цнянка отделена сосновой рощицей. Частный сектор в районе улицы Кольцова под контролем, каждый из застройщиков непременно побывал в том же ЦНИИКИВРе. Коттеджи и близко к воде "не подпускаются", загрязнение исключено.

Иное дело - территория Минского района. Здесь полная вакханалия. Видя дорогую отделку элитных коттеджей и джипы у ворот, думаешь не о европейском качестве жизни их владельцев - о варварстве и легкомысленном (если не преступном) попустительстве. Питьевую воду, кстати, здесь уже не качают, только техническую.

Казалось бы, статуса зоны отдыха достаточно для сбережения водоема. Но очередной, вконец обнаглевший застройщик уже застолбил и даже обкопал участок практически на пляже, в полусотне метров от воды. Неужели построит-таки коттедж? Не исключено, кстати, что здесь есть материал для прокуратуры: кто и на каком основании дал разрешение на строительство?

Тут понимаешь бывшего гидростроителя: все это частное великолепие - плевок в его труд, труд тысяч его коллег. Не опоздал ли призыв о спасении водохранилища? Цнянка, конечно, не Нарочь. Но для жителей Минска это, без преувеличения, жемчужина. Видели бы вы, в какой луже плещутся жители соизмеримого по численности Харькова!

Уверен, что спасти Цнянку нам по силам, и отнюдь не запретами. Она создана для людей, поэтому наглухо ее "закрывать", конечно, нельзя. Минчане в большинстве своем с давних времен имеют репутацию цивилизованных, любящих чистоту и порядок горожан. Они, например, первыми в СССР научились "уважать" светофоры. Поймут, если объяснить (не казенным, а уважительным языком), что такое Цнянка и почему ее необходимо беречь. Купаться, рыбачить, гулять с детьми, бегать трусцой и ездить на велосипедах - да! Устраивать мотогонки и массовые автопикники - категорически нет!

В различных кабинетах уже года полтора (не долговато?) согласовываются разработанные ЦНИИКИВРом общие положения по городским водоохранным зонам. Лишь после их утверждения будут разрабатываться специальные, "привязанные" к той же, например, Цнянке. Не опоздать бы!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter