Железобетонно

По микашевичским трубам в наши дома приходят вода, электричество, Интернет... “Я видел в Испании, Германии бетонные мосты, дороги, построенные в древнеримские времена. По этим путям до сих пор ездит транспорт!” — восхищается трудами предшественников Василий БасевиЧ, директор РУП “Спецжелезобетон”. Пройдут годы, века — и по продукции микашевичского предприятия, известного далеко за пределами родины под маркой “Микабет”, будут судить о достижениях зодчества нашей эпохи.

Со шведского стола


Прообразом белорусских труб стали шведские — наши изготовлялись по технологии фирмы Sentab. Однако прежде чем с конвейера сошло первое изделие, предприятие нужно было построить. Еще в 1978 году был заложен камень в основание: сделал это Василий Басевич, и с тех пор он является бессменным руководителем одного из флагманов отечественной промышленности.
— Родом я из Пинска. Окончил минский политех, получил специальность инженера, а затем по велению партии был отправлен строить завод под Микашевичами. Когда я прибыл на место, здесь было болото, вода доставала до пояса, квакали лягушки, — вспоминает “романтику” первых дней работы Василий Павлович. А ведь тогда ему было всего 33 года. Комсомолец, считай, возглавил крупное предприятие — по советскому ранжиру времен брежневского застоя уникальный случай. — Курировало наше предприятие Министерство стройматериалов СССР. Москва поставила задачу: обеспечить трубами большого диаметра весь северо-запад Союза. Как я понял, завод решили строить именно в Белоруссии, пусть себе и в болоте, не случайно: считалось, что наш народ наиболее трудолюбивый и добросовестный, а строители — одни из лучших. Кстати, одним из вариантов площадки под предприятие были Столбцы, но потом выбрали Микашевичи: тут есть не только железная дорога, но и речной порт.
В 1984 году завод начал работу. Микашевичский железобетонный гигант 25 процентов продукции поставлял белорусским заказчикам, а остальное — всему Союзу. Большего диаметра, чем здесь, трубы нигде в CCCР не делали. Басевичу повезло: все вопросы он решал напрямую — через Москву. Союзный центр особо не допекал, наоборот, опекал. Проблемы возникали на местном, областном уровне: некоторые товарищи “партейцы” очень уж мечтали сдвинуть в сторону директора, но тот усидел в своем кресле и успешно вывел корабль “Микабет” из соцреализма в новую действительность — мир рынка.
По заслугам Василий Павлович в 2004 году был признан Человеком года в сфере строительства Брестской области, а в 2008-м того же звания удостоен в рамках Лунинетчины.


По шпалам, по шпалам...


В начале 90-х годов прошлого века пришлось, однако, пойти на жертву: сократить количество рабочих — с 700 до нынешних 500 человек.
Конъюнктура рынка потребовала расширить ассортимент продукции. Теперь “Микабет” производит не только трубы, но и столь востребованную в городах и селах декоративную плитку. Тут ее штампуют до 40 тысяч квадратных метров в месяц, разных форм — от ромба до “волнистых” фигурок, всех цветов радуги — от желтого до розового. А в придачу предложат бортовые камни — в простонародье бордюры. Как же без них уложить хорошую дорогу?!
— Можно сказать, что плитка сделана в настоящей Европе: на немецкой технике фирмы Schlosser, но нашими, белорусскими, руками, — гордится и своим вкладом в большое дело Леонид Некрашевич, укладчик плитки завода “Микабет”.
— Еще одно стратегическое направление в нашей работе, — отмечает директор, — выпуск железобетонных шпал. Мощности предприятия позволяют выпускать до 300 тысяч штук в год. Мы целиком обеспечиваем ими отечественные железные дороги.
— Микашевичские шпалы по материалоемкости и несущей способности превосходят европейские образцы, — уверяет меня знаток своего дела Артур Сопот, рабочий-формовщик.


Размер имеет значение


Проектная мощность завода, закладывавшаяся в советские времена, составляет 60 тысяч квадратных метров железобетона — столько может производиться в год. А производится сегодня без малого в два раза больше: 102 тысячи кубических метров!
Здесь делают трубы от малых (300 миллиметров диаметром) до гигантских, больше которых в Беларуси не бывает, — 2400 миллиметров в диаметре.
— Хотя до бесконечности трубу тоже не расширишь, — обращает внимание на тонкости железобетонного дела директор. — Ведь ее не только нужно произвести, но и вывезти из предприятия заказчику на стройку, а не всякая машина поднимет такую тяжесть, да и машины тоже имеют предел выносливости. И все-таки каждый год мы внедряем что-то новое. Специально для дорожных организаций с 2001 года начат выпуск дорожных труб для устройства водопропускных сооружений на автодорогах. Освоен выпуск новых современных труб по европейскому образцу с облегченным арматурным каркасом длиной 2,5 метра и диаметром от 300 до 2000 миллиметров. В 2006 году на предприятии выпущена опытная партия труб с внутренним пластиковым покрытием для транспортировки сильноагрессивных жидкостей. Как известно, стоки с большим содержанием солей, органики даже такой прочный материал, как бетон, повреждают. Чтобы обеспечивать долговечность труб, мы покрываем их изнутри полиэтиленом толщиной 2,5 миллиметра, ну а о стойкости полиэтилена говорить не приходится: в земле он вообще не разлагается. Из инноваций последних лет отмечу еще несколько. При строительстве микрорайона Дружба в Минске в 2007 году налажено производство труб диаметром 2000 миллиметров с подошвой, глубиной заложения 12 метров — ранее такие не производились в стране вообще. В 2008 году смонтирована и работает единственная на постсоветском пространстве линия по производству железобетонных труб мелкого диаметра: за одну смену “рождается” 500 метров труб, которые полностью обеспечивают потребности страны и еще остается на экспорт. Трубы диаметром 2400 миллиметров мы начали производить впервые также в 2008 году: для этого был пущен новый комплекс высокотехнологичного оборудования. Длина одной такой гигантской трубы — 3150 миллиметров, а вес — 18 880 килограммов. Большие трубы могут залегать на глубине до 30 метров, и по ним возможна прокладка всех видов сетей — от водопровода до телефонных кабелей одновременно: в одной большой трубе помещается несколько малых. Потом, чтобы починить одну из малых труб, нужно только спуститься через люк в большую, не взрывая землю, как это делается чаще всего сегодня.
Стоит лишь добавить, что “Микабет” предлагает разные виды труб не только по размеру: безнапорные, малонапорные и напорные.


Экономика независимости


Если нарисовать от Микашевичей стрелки, ведущие к потребителям продукции железобетонного завода, то они направятся во все стороны Европы: в Россию, Прибалтику, Украину. Там хорошо знают трубы гиганта отечественной промышленности. 25 процентов всех изделий “Микабета” в минувшем году ушло за границу.
Конкуренция за рубежом жесточайшая — это не секрет. Но за последние пять лет “Микабет” за счет собственных средств (!) произвел модернизацию и имеет запас прочности на годы, десятилетия вперед.
Однако главный рынок — отечественный. Теперь в Минске реализуется уникальный проект. Устанавливается новая система канализации по центру города от “Минск-Арены” до микрорайона Лошица.
— 14 километров — на столько протянется коллектор “Центр”, — сообщает Василий Басевич. — Уже проложено 600 метров труб. По завершении проекта город сможет навсегда застраховаться от таких наводнений, которые случались в прошлом на Немиге.
Что и говорить: ведь труба-то самая совершенная — та самая, что диаметром почти два с половиной метра. Причем прокладка труб производится специальной машиной-проходчиком, которая, как крот, роет под землей тоннель и сама устанавливает новые метры коллектора.
“Микабет” дает работу многим людям в своем регионе, обеспечивает страну современными стройматериалами — дорогостоящими, но за которые нам не надо переплачивать, что пришлось бы делать, если бы предприятие в период экономической нестабильности конца прошлого века пало жертвой жесткого рынка. Меня посетила на микашевичском заводе еще одна мысль: именно на таких гигантах промышленности держится и наша государственность. Современная страна не может быть независимой без производства собственных труб, шпал, плитки. Казалось бы, мелочь. А теперь представьте, что наши города остались без таких необходимых стройматериалов или что нужно приобретать все это за границей.

Энергосбережение


В результате обновления техники в 2008 году на “Микабете” сэкономили до 12 процентов электроэнергии к уровню 2007 года. Новые машины не только производительны, но и не такие “прожорливые”, как представители старого поколения. Как известно, чем меньше съедается энергии, тем ниже получается себестоимость продукции, а это есть залог ее конкурентоспособности.

Приглашаем к сотрудничеству!

РУП “Спецжелезобетон”
225680, Брестская обл., г. Микашевичи
Тел.: 8 (01647) 3-66-40


 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter