Железная дорога ценит порядок

Сегодня, когда автобусное сообщение между городами практически сошло на нет, железная дорога приняла на себя основной поток пассажиров.
Сегодня, когда автобусное сообщение между городами практически сошло на нет, железная дорога приняла на себя основной поток пассажиров. Хорошо, когда поездка, скажем, из Минска в Могилев проходит без сучка и задоринки: купил билет, почитал в поезде несколько часов газету - и вот уже за окном показался город на Днепре. Однако реальная жизнь все время норовит отойти от идеала и зачастую подбрасывает беспечным путникам непредвиденные проблемы. Избежать их, впрочем, вполне возможно, если знать элементарные правила поведения в пути. Попробуем разобраться, как не омрачить свое путешествие по стальным магистралям нервотрепкой, а также досадной потерей времени и денег.

Испорченный билет

Сразу оговоримся, что речь сегодня пойдет только о так называемых местных маршрутах, то есть о поездах белорусского формирования, не покидающих пределов страны. Нюансов здесь более чем достаточно, а дополнительное описание правил путешествия в ближнее или дальнее зарубежье (которое регулируется иной нормативной базой) заслуживает отдельной статьи. Итак, поездки внутри Беларуси регламентируются следующими документами: прежде всего это "Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам СССР" (1988 г., проект новой редакции находится на согласовании в Минэкономики), "Устав железнодорожного транспорта общего пользования" (1999 г.) и Закон "О железнодорожном транспорте" (1998 г.). По большому счету, имея эти тексты, можно найти ответы на все возможные при поездке по железной дороге вопросы. Но дело-то в том, что неприятности, в которые время от времени попадают на вокзалах и в поездах наши граждане, весьма типичны, и чтобы их избежать, совсем не обязательно досконально знать эти нормативные акты. Достаточно помнить лишь некоторые из их пунктов. Поэтому остановимся на самых важных моментах.

С чего начинается любая поездка? С покупки билета. Детально юридические нюансы этой процедуры можно узнать на каждом вокзале: в зале билетных касс должны вывешиваться стенды с выдержками из соответствующих правил. Отметим лишь, что пассажир имеет полное право сдать приобретенный билет обратно не позднее чем за 15 часов до отправления поезда и получить полную стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и плацкарты. Впрочем, вернуть его можно и позже, но это уже негативно скажется на размере возвращаемой суммы. Пассажир также имеет право выехать на другом, более раннем поезде, если там есть места, переоформив в кассе купленный прежде билет.

Если же никаких форс-мажорных обстоятельств со сдачей-заменой билета не возникло и отправление в путешествие происходит точно по расписанию, то следует помнить о нескольких "подводных камнях". Как сообщила ведущий инженер пассажирской службы БелЖД Елена Хомиченко, в последнее время довольно часто возникают конфликты следующего рода. Льготники (дети, студенты, инвалиды и т. п.) приобретают в кассе билет по сниженной стоимости, предъявляя при этом необходимый документ. Все вроде правильно. Но к отправлению поезда они приезжают лишь с этим билетом, не захватив с собой подтверждающих льготы свидетельств. А это уже нарушение правил. В таких случаях проводник обоснованно требует доплатить разницу в цене билета до "обычной", вызывая тем самым бурную реакцию ничего не подозревавшего пассажира.

Или еще одно характерное нарушение: надорванный или испорченный проездной документ. С таким в поезд тоже не пустят и деньги обратно не вернут. Как говорится, что имеем - не храним...

Без намордника и справки вход заказан

Однако даже при идеальном состоянии билета поездка может оказаться под угрозой срыва, если пассажир вздумает принести с собой ручную кладь несуразного веса и размера. Обычно этим грешат пресловутые "челноки" со своими неподъемными баулами. Правилами четко оговаривается: личный багаж не должен весить более 36 килограммов и иметь габариты более 200 сантиметров по сумме трех измерений (высота, длина и ширина). Проще говоря, в эти параметры идеально вписывается обыкновенный чемодан. Если же вам позарез нужно провезти с собой что-то более серьезное, то следует сдать этот груз в багажное отделение. До 200 килограммов веса действует тариф "багажа", свыше 200 - тариф "грузобагажа" (в 2 раза больший). А вот габариты здесь уже специально не указываются: главное, чтобы "это" вошло в дверной проем вагона. Как показывает практика, в багажном отделении наши граждане почему-то чаще всего возят... новые упакованные холодильники. Они официально называются "неделимым грузом на одно место".

Между тем отдельно правилами оговаривается провоз братьев наших меньших. Такое случается нечасто, но иной раз некоторым гражданам срочно нужно перевезти через полстраны своего любимого пса Рекса или кошку Мурку. Мелким домашним животным и собакам крупных пород не запрещено путешествовать вместе с хозяевами, но при соблюдении ряда условий. Перед поездкой их владельцам следует оплатить за любимца 20 килограммов багажа, запастись справкой от ветеринара и обеспечить, скажем, хомячка или попугайчика "тарой" - специальной клеткой или коробкой. Для овчарки клетка не нужна, а вот поводок и намордник обязательны. Перевозить представителей фауны (за исключением диких и крупных домашних животных) можно во всех вагонах белорусских поездов, кроме класса "СВ". Другое дело, если вы попытаетесь сесть со своим Джульбарсом на какой-нибудь российский поезд вроде Москва - Берлин, собираясь проследовать всего лишь из Минска в Брест. Туда вас не пустят даже на порог.

На тихой станции сойду...

Итак, с билетами полный ажур, кладь легче легкого, а вас в поезд... не пускают. В чем дело? Оказывается, проводник вполне может отказать пассажиру в поездке, если тот изрядно подшофе. Или ведет себя, скажем так, неадекватно. В этом случае в билете незадачливого путешественника делается специальная отметка и деньги за него уже не возвращаются. То же самое может произойти и в пути, если, скажем, тишайший доселе гражданин после отправления употребит пол-литра водочки и начнет буйствовать. На ближайшей станции его высадят или передадут наряду милиции все с той же "волчьей" отметкой в билете. Как подчеркнула Елена Хомиченко, главное правило во время поездки заключается именно в этом: не мешать окружающим.

Что еще нельзя делать в поезде? Вообще-то много чего. Перевозить огнеопасные и взрывчатые вещества, срывать без надобности стоп-кран, повреждать оборудование вагона и так далее. За все эти нарушения Кодексом об административных правонарушениях Беларуси предусмотрены различные штрафы. Полный список табу можно изучить на досуге на стендах вокзала или в вагоне поезда.

Все пассажиры застрахованы

Помимо элементарных обязанностей, у пассажира есть также ряд прав. Среди них можно отметить пользование туалетом (2 на каждый вагон) вне санитарных зон крупных городов. За отдельную плату, не включенную в стоимость билета, проводник должен предоставить постельное белье, три раза в день (с 8.00 до 22.00) - горячий чай, кофе, кондитерские изделия, а также прочие оговоренные правилами услуги.

Нюанс, о котором мало кто знает: за каждый час задержки поезда (электрички не в счет) пассажир имеет право получить денежную компенсацию в размере 3 процентов от цены билета, но не более его полной стоимости. Правда, реализуется оно не автоматически, а только при подаче потерпевшим заявления в пассажирскую службу БелЖД.

Не хочется говорить о грустном, но по законодательству железная дорога относится к зоне повышенной опасности. Что делать, некоторый риск при таких поездках присутствует всегда. Поэтому в соответствии с Законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами" БелЖД застраховала жизнь и здоровье каждого пассажира местных поездов (не пригородных!) в размере 3.000 евро. Если в пути, не дай бог, что-то случится, то страховая компания должна будет выплатить пострадавшим или их родственникам некоторую сумму. Какую конкретно? Это зависит от тяжести наступивших последствий. А упомянутые 3.000 евро - это максимум. Кстати, в поездах, следующих за пределы Беларуси, такая система страхования не предусмотрена, поскольку нет соглашений по этому поводу с соседними государствами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter