Жанр без кризиса

Она всегда бодро входит в студенческую аудиторию с пухлой папкой газетных публикаций. Ее авторитетное мнение и владение профессией помогли встать на ноги многим журналистам...
Она всегда бодро входит в студенческую аудиторию с пухлой папкой газетных публикаций. Ее авторитетное мнение и владение профессией помогли встать на ноги многим журналистам. С редактором отдела культуры газеты «Звязда» Татьяной Подоляк я встретился накануне церемонии вручения специальной премии Президента в области журналистики за 2007 год, чтобы поздравить с успехом, а заодно задать несколько острых вопросов. Все–таки Татьяна Владимировна уже 17 лет преподает на факультете журналистики Белгосуниверситета. Кому как не ей рассуждать о том, что ждет профессию в ближайшее время.

— Татьяна Владимировна, не кажется ли вам, что наша профессия потеряла былой престиж? Где новое поколение вдумчивых аналитиков и жадных до расследований репортеров?

— Они, безусловно, есть. Проблема не в людях, а в дисбалансе информации, который неожиданно возник для многих. Мы всегда ощущали ее дефицит, а сейчас, наоборот, захлебываемся от переизбытка. На информационных перекрестках у профессионалов появилась проблема выбора. Они вынуждены были искать свою нишу. С сожалением приходится констатировать, что многие предпочли тиражировать сплетни и интрижки, которые легко продать и тем самым угодить неприхотливому читателю. Посмотрите, в Интернете одни и те же новости кочуют с одного сайта на другой. А за многими баннерами со спекуляционными анонсами, увы, скрывается обман. То же самое — за броскими заголовками «желтых» газет: гнетущая пустота. Читатель уже устал от фальши! Нужно четко понимать, что теперь от нас ждут аналитику, читатели ищут умную журналистику на газетных страницах. Пора опять делать ставку на содержание! И отделять зерна от плевел: сенсацию от псевдосенсации, информацию от фальсификации. Будущее за эксклюзивными проектами, которые по–настоящему взбудоражат и заставят переосмыслить уже известное. Газете «Звязда» удалось привлечь внимание серией публикаций «Нашчадкi вогненных вёсак», за которую присуждена специальная премия Президента, — о людях, выживших во время Великой Отечественной войны в сожженных деревнях. Мы фактически вернулись к идее книги Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника «Я з вогненнай вёскi» и нашли около 30 человек, которые в те страшные годы были еще подростками! Сейчас, когда историю пытаются переписать и фальсифицировать некоторые факты, решающее слово во многом именно за журналистами.

— Неужели пришло время «гладких» новостей? Где острая, конфликтная журналистика?

— Строго говоря, я против журналистики конфликтов. Мы не должны инициировать распри, а если и дискутировать, то изящно и без обид. Ведь рассказать о любой проблеме можно корректно и в то же время остро. Главное, по–моему, идея. А форма вторична, хотя грош цена репортеру, который не может оригинально и виртуозно подать любой факт. Но, увы, в последнее время наметилась опасная тенденция. Меня удивляет трусливая позиция некоторых журналистов, которые рассуждают: мол, как бы чего не вышло. Словно не замечают проблемы, обходят острые углы и сглаживают неудобные ситуации, на которые честный журналист обязан обращать внимание.

— Кризис журналистики — это в первую очередь кризис жанров. В небытие ушли фельетон, очерк, на очереди — репортаж. Что дальше? Достойную альтернативу ведь пока не предложили...

— А когда не было кризиса? Во времена изобретателя книгопечатания Иоганна Гутенберга? Или, может быть, зарождения белорусской журналистики? Или в годы Великой Отечественной войны, когда «Звязда» выходила в подполье? Хотела бы также уточнить, о каком кризисе жанров вы говорите? Посудите сами: фельетон был актуален, когда не было свободы слова. Тогда правду скрывали за сатирическими образами. Сейчас ее можно говорить открыто, эзопов язык не актуален, и этот жанр не востребован. Ну а репортаж, наоборот, получил новый виток в своем развитии. Вообще же, в журналистике сейчас происходит смешение жанров. Однако это не форма кризиса, а признак развития.

— Недавно социологи подсчитали, что на чтение газеты уходит в среднем пять минут. Время, чтобы ухватить суть, особо не вдаваясь в подробности. Выходит, в современных рыночных условиях роль журналиста нивелируется?

— Не совсем так. Теперь любая современная газета, наверное, должна формироваться по принципу слоеного пирога. Кто–то хочет читать про культуру, но терпеть не может спорт. Другой без ума от тяжелой атлетики, но игнорирует статьи о политике. Каждый выбирает свое, но ожидает увидеть что–то интересное и эксклюзивное. Профессионалы должны оставаться в газетах, и умалять их роль нельзя.

— Серьезная журналистика получает прописку в Интернете. Что стоит за переходом из бумажного формата в электронный? Как вам видится существование газет в домене by?

— Речь всего лишь о способе передачи информации. Теперь ее тиражируют не только с помощью печатного станка, но и компьютера. Наполнением газеты ли, сайта ли должны заниматься профессиональные журналисты. А блоггеров (авторы сетевого дневника. — Авт.) я бы сравнила с внештатными авторами. Правда, к этой части интернет–пользователей я отношусь со скептицизмом. Люди, многие из которых скрываются под интернет–псевдонимами, не всегда могут отвечать за правдивость и объективность передаваемой информации.

— Вы всегда принципиальны, особенно в отношении профессиональной этики журналиста, азы которой преподавали не одному курсу студентов. Как считаете, репортер по–прежнему не должен вмешиваться в ход событий? Западные папарацци строго следовали этому принципу и безучастно смотрели через объектив фотокамеры за умирающей принцессой Дианой...

— Не совсем удачный пример. Все–таки папарацци, которые получают огромные деньги за сенсационные снимки, — не репортеры. А всякий уважающий себя журналист не только может, но и должен вмешиваться в ход событий. Вспомните Гиляровского, который, не раздумывая, сел в корзину воздушного шара, когда из толпы позвали добровольца. Получился блестящий репортаж! Хотя в Беларуси папарацци нет, но нарушения профессиональной этики время от времени случаются. Журналисты позволяют себе не совсем корректные эпитеты и броские заголовки, не отражающие суть статьи, иногда пользуются даже противоправными методами получения информации.

— Спасибо за интервью, уважаемая Татьяна Владимировна. Примите поздравления от редакции «СБ».

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter