Почему лихорадит мировой продовольственный рынок

Зерно остается в цене

Нынешние сбои в глобальной пищевой цепочке лишь легкие предвестники возможных, более серьезных кризисных явлений. Об этом говорят представители ООН, Всемирного банка, Всемирной продовольственной программы и многих других организаций. Почему все чаще звучат тревожные прогнозы?

Коллаж Ольги Александровой

Минные поля

Украинские СМИ отмечают: фермеры в отчаянии, так как у них практически отсутствуют семена и топливо. Из-за зерновой сделки из страны была вывезена большая часть зерна (около 20 миллионов тонн), в том числе и посевные запасы, плюс резко подскочила стоимость удобрений.

По прогнозам экспертов, в 2023 году урожай в Украине будет довольно скромным не только по сравнению с успешным 2021 годом, но и с минувшим ­2022-м. Причины понятны: посевные площади значительно уменьшились, экспорт продукции сопряжен с постоянными проблемами, а фермеры испытывают острую нехватку оборотных средств для выполнения полноценных посевных работ. Падение объема производства зерновых в натуральных величинах в 2022 году по сравнению с 2021-м составляет 35—40 %.

Снижение экспортной выручки аграриев ухудшает их финансовое состояние, что приводит к недоинвестированию в оборудование, средства защиты растений и удобрения. Итог один — ограничение выпуска сельхозпродукции.

Страдают беднейшие страны

Сегодня глобальные проблемы на мировом продовольственном рынке спровоцированы резким ростом цен на относительно дешевую пшеницу и другие злаки из Украины и России. Эти страны являются крупнейшими экспортерами зерновых, а их совокупная доля в мировом экспорте пшеницы в среднем составляет 27 %, ячменя — 23 %, кукурузы — 15 %. Большая часть этой продукции экспортировалась в развивающиеся страны Африки и Ближнего Востока.

Остановка поставок как из Украины, так и из России весной — летом прошлого года стала причиной резко подскочивших цен на пшеницу и другие зерновые. Большая часть этого роста была откровенно спекулятивной, так как после решения вопроса об украинских портах цены на пшеницу и другие культуры почти сразу снизились до уровня января — февраля 2022 года, отмечает аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. На своем пике мировые цены на пшеницу по сравнению с концом прошлого года подскочили более чем на 63 %, кукурузу — на 64 %, соевые бобы — на 38 %, а подсолнечное масло подорожало на 36 %.

Такие стоимостные взлеты бьют в первую очередь по беднейшим странам, которые импортируют зерно из Украины и России. Больше всех достается и без того обнищавшему населению Сомали, Египта, Лаоса, Конго, Бенина, Судана, Сенегала и Танзании, а также Алжира, Марокко и Того. Ситуация близка к критической и может привести к разрушительным протестам и политическому кризису. Стоит вспомнить инфляционные всплески, которые спровоцировали массовые беспорядки в развивающихся странах и даже совпали с «арабской весной» 2011 года.

Прогнозы не радуют

Падение объемов производства сельхозкультур в Украине при нынешней ситуации неизбежно, считает Алексей Авдонин. И это будет происходить по следующим причинам: сокращение посевных площадей, снижение урожайности, а также повышение себестоимости продукции из-за подорожания топлива и удобрений. Если мрачные прогнозы сбудутся, то цены на зерно опять подскочат, что приведет к очередному продовольственному коллапсу. Однако его воздействие на страны будет различаться.

Россия, Китай, США, Беларусь, большинство государств Евросоюза относительно неплохо застрахованы от кризиса, обладая хорошим уровнем сельхозпроизводства и высокой покупательной способностью населения. Но государства Африки и Ближнего Востока, особенно Бангладеш, Эфиопия, Сомали и Йемен, опять смогут оказаться в голодной западне. Эти страны сильно зависят от импорта зерновых.

Нынешнее состояние мирового продовольственного рынка нестабильно и очень опасно для всех. Многие из тех, от кого зависит его судьба, продолжают наивно верить, что критический момент еще не наступил. Но мы сейчас столкнулись с тем, что завтра — это уже сегодня. Путь к спасению один: надо прекращать нападать на российские корабли в Черном море, которые обеспечивают безопасность гуманитарных коридоров для транспортировки украинского зерна, и садиться за стол переговоров. И медлить нельзя, чтобы не было слишком поздно.

Экспортные всходы

Несмотря на негативные внешние факторы, в сельском хозяйстве Беларуси идет устойчивое наращивание выпуска продукции: темп роста по итогам минувшего года составил 103,6 %. Валовой сбор зерновых увеличился на 18,9 %, рапса — на 12,6 %, картофеля — на 13,3 %, отмечает министр экономики Александр Червяков. В сельхозорганизациях урожайность выросла по всем основным позициям. Уровень производства по ключевым продуктам значительно превышает наше потребление. Это позволяет выгодно продавать излишки на внешние рынки, география продаж — около 100 стран. Если в позапрошлом году от экспорта продовольственных товаров и сельхозсырья было получено 6,8 миллиарда долларов, то в минувшем — 8,3 миллиарда.


Фото Алексея Вязмитинова

Фото из архива «СБ»
В то же время благодаря проводимой Правительством политике в отношении госзаказа на отдельные виды сельхозпродукции белорусские перерабатывающие предприятия стабильно обеспечены сырьем. Сегодня последовательно, через использование финансовых инструментов и создание льготных условий, обеспечиваются экономическая устойчивость организаций, рост производства и положительная динамика экспорта. Как отметил министр, экономика нацелена на масштабное импортозамещение. Успешно реализуются проекты по выпуску отечественных сыров с белой и голубой плесенью, растут объемы быстрозамороженной продукции, наращивается производство рапсового масла.

Фрахт и ныне там

Надо признать, что открытый зерновой коридор в Черном море не стал радикальным решением проблем для беднейших стран. Фрахт судна

для вывоза пшеницы из Украины сегодня в среднем на 10 000 долларов в день дороже, чем, к примеру, в соседней Румынии. А длительные проверки в Турции всех судов так называемой зерновой инициативы вызвали дополнительные издержки для биржевых продавцов зерна. Они должны доплачивать владельцам судов еще за 7—10 дней аренды за каждый рейс. В итоге разница в стоимости фрахта из Украины и Румынии достигает в среднем 30 долларов за тонну.

Сегодня цены на пшеницу на мировом рынке стабилизировались, но стоимость хлеба во многих африканских и ближневосточных странах не уменьшилась.

В ТЕМУ

По мнению международных экспертов, продолжающееся противостояние в Украине может спровоцировать мировой дефицит в текущем году, оцениваемый примерно в 20—40 миллионов тонн пшеницы и кукурузы. А это угроза голода фактически для 250 миллионов человек (3 % населения планеты). А «предсказания» ООН звучат еще более зловеще. Как заявил Генсек ООН Антониу Гутерриш, кризис может ввергнуть до 1,7 миллиарда человек ­(пятая часть населения планеты!) в нищету и голод в таких масштабах, каких не было несколько десятилетий.

shamko@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter