Книжный навигатор

Зерна и всходы

Зярнятка. Мiнск, 
Мастацкая лiтаратура, 2014.

Мы наракаем, што ў беларускай кнiгi недастаткова чытачоў. А каб яны былi, трэба iх выхоўваць з самага маленства! У беларускай лiтаратуры таксама можна знайсцi запамiнальныя творы для самых маленькiх, што ў чарговы раз даводзiць выдавецтва «Мастацкая лiтаратура». У зборнiку «Зярнятка» сабраныя вершы, апавяданнi, казкi, загадкi, калыханкi, прымаўкi — усё, чым можна забавiць дзiця, нязмушана выхоўваючы. Тут i сучасная казка пра маленькую паштовую рыбку Ванду, i кранальная гiсторыя пра хлопчыка Лёнiка i яго мачыху, i класiчныя казкi «Жаронцы» i «Лёгкi хлеб». Знаёмае «Коцiк басаногi па сняжку гуляў, адмарозiў лапкi i заплакаў: Мяў», i «Дзед–госць» Якуба Коласа, i «Мышаня, якое любiла Моцарта»... Усе творы падзеленыя на тэматычныя раздзелы: «Расцiце беларусамi!», «Я — тваё зерне, мама», «Дабрадзеi», «Старалачкi» i гэтак далей. Бонус — апiсанне беларускiх народных дзiцячых гульняў: «Явар», «Жыта», «Сонейка», «Купалiнка» ды iншых, якiя дазволяць адчуць дзецям, што не толькi ў вiртуальным свеце можна цiкава правесцi час з сябрамi. «Зярнятка» — гэта адкрыццё роднага слова, пачатак знаёмства з роднай мовай i захаванне народных традыцый. «Зярнятка» — гэта выхаванне павагi да старэйшых i спачування слабейшым, выхаванне любовi да свайго краю i беражлiвых адносiн да навакольнага свету», — запэўнiваюць складальнiкi.


Генрих Бёлль. Бильярд 
в половине десятого. 
Москва, АСТ, 2014.

Роман лауреата Нобелевской премии Генриха Белля написан в 1950–х, когда ушедшая война еще была живой болью. Но, описывая общество, искалеченное бесчеловечным режимом, писатель поднимается до обобщений, избегая конкретных политических терминов и имен. Те, кто получил «причастие буйвола», жестоки и сильны, они имеют власть над «агнцами», не желающими принимать мир насилия. Выбор, на чьей стороне быть, делает чужими даже братьев. Всего один день — 6 сентября 1958 года, показывает срез эпохи. В этот день архитектор Генрих Фемель отмечает восьмидесятилетие. Его сын Роберт, когда–то участник антифашистского подполья, после гибели жены стал затворником, чей размеренный образ жизни пугает секретаршу. Каждый день с половины десятого до одиннадцати он играет в бильярд в отеле «Принц Генрих», рассказывая о страшном прошлом отельному бою Гуго, тоже «агнцу». В этот день возвращается из эмиграции одноклассник Роберта Шрелла, с которым они вместе были в подполье. Встречается с обоими и еще один их одноклассник, нацист Неттлингер, когда–то избивавший и преследовавший обоих «агнцев», но сегодня вполне благополучный обыватель... Можно ли сделать вид, что их ничего не разделяет? Показателен образ жены Генриха Фемеля, которая всегда высказывалась резко о властях. Чтобы спасти от ареста, родные объявили ее сумасшедшей. И Генрих только теперь признается, что всегда был согласен с ее высказываниями. Еще один символ — здание аббатства. Когда–то старый Фемель начинал карьеру с его возведения. Его сын Роберт, будучи в союзной армии, руководил артобстрелом и, не колеблясь, обрек здание на уничтожение. Сын Роберта Йозеф, которому поручили восстановить аббатство, видит на фресках знаки, оставленные отцом, и отказывается от выгодного заказа. А когда в финале фашиствующий сосед, чьи руки в крови «агнцев», преподносит Генриху торт в виде аббатства, старый Фемель объявляет, что более не будет ходить в кафе этого соседа, и решительно отрезает кусок испеченного здания... Тем символизируя, что преступления фашистов забывать нельзя.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», 
Минск, пр-т Независимости, 72.
Советская Белоруссия № 23 (24653). Пятница, 6 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter