Земля требует капитала

Я много раз брала интервью у иностранных предпринимателей, которые приезжали в Беларусь присмотреться и подолгу пространно рассуждали о своих инвестиционных возможностях.
Я много раз брала интервью у иностранных предпринимателей, которые приезжали в Беларусь присмотреться и подолгу пространно рассуждали о своих инвестиционных возможностях. Но, увы, не торопились, да и не спешат сейчас эти возможности реализовать. Тема инвестиционного климата стала похожа на красивый "Дирол" из рекламы, который можно долго-долго жевать, а в результате иметь... ноль калорий.

Но вот серьезный информационный повод. В прессе появились в изобилии публикации о германской аграрной фирме "Штотц", которая работает в Смолевичском районе. Что-то оригинальное. Иностранные инвестиции на селе... Не на лучших землях. Настроена на время и результаты. Словом - необычно. И я встретилась с г-ном Л.П.ШТОТЦЕМ.

- Господин Штотц, вы первый в нашей стране из германских инвесторов, кто в таких масштабах собирается работать на земле. Хочу понять, в чем логика и стратегия вашего рискового начинания. Насколько знаю, у вас стабильный динамичный бизнес в Германии. Зачем вам Беларусь?

- Вы правы. Порой и я задаю себе такой же вопрос. Я не миссионер, не добрый самаритянин. Я капиталист от земли, всю жизнь проработавший на ней и знающий, как умножить капитал. Логика ответа по-крестьянски проста, и я не хочу здесь лукавить. Бизнес требует постоянного развития, кооперации. Ему нужен рыночный простор.

К тому же мое личное убеждение - успеха в аграрном секторе в ваших условиях можно добиться быстрее, чем на Западе. Будущее мирового сельского хозяйства за крупнотоварным производством, а оно сегодня только на востоке.

Возьмите Восточную Германию. Я там уже осуществил подобный эксперимент. Реформировал бывший сельхозкооператив. С теми же людьми, но с новыми подходами к ведению хозяйства. Средняя урожайность зерновых в короткие сроки возросла с 25 до 80 центнеров с гектара, надои молока от коровы увеличились с 2,5 тысячи литров до 8 - 9 тысяч в год.

Представьте себе, мое стадо поголовьем 2.200 коров дает в год свыше 15 миллионов литров молока высшего качества. Это почти столько, сколько все колхозы того же Смолевичского района, вместе взятые. Причина одна - хозяйский подход и интенсивные технологии производства. Убежден, что таких результатов можно достигать и в хозяйствах Беларуси.

Но вот что меня беспокоит. Пару слов о гарантиях, с необходимостью которых соглашаются и ваши местные власти. Что же получается на деле? У меня, например, запросто экспроприировали автомобиль за "провинность", которая, кстати, в Германии провинностью и не считается. И, заметьте, ни штрафа, ни предупреждения - сразу конфискация. Это разве привлекательный инвестиционный климат? Буду рад, если готовящийся ныне новый Инвестиционный кодекс избавит нас от подобных казусов. А пока мы подали заявку на включение нашего предприятия в свободную экономическую зону (СЭЗ) "Минск" и очень рассчитываем на то, что она будет удовлетворена.

- И все же вернемся к вопросу о стратегии...

- Она в том, чтобы заложить бизнес на длительную перспективу, возможно, на несколько поколений, дать возможность людям по-хозяйски, расчетливо трудиться на земле и чтобы этот труд приносил радость и прибыль, достаточную для нормальной человеческой жизни.

Будем поставлять на белорусский рынок передовую сельскохозяйственную технику и технологии. Не будет этого - не будет и результатов. Сегодня никого не надо в этом убеждать.

- Господин Штотц, вам, наверное, известно чувствительное отношение практически всех постсоветских государств к вопросу о земле, вернее, собственности на землю. Среди населения бытует мнение, что придут немцы, датчане, голландцы и скупят пахотные земли или быстро снимут сливки и уйдут. Не могли бы вы высказать ваше отношение к этому?

- Убежден, что подобные опасения постепенно исчезнут. Мне часто задают этот вопрос, и я всегда отвечаю следующее: землю с собой за границу не возьмешь, а вот изменять подход к ней надо.

В Германии этого страха давно уже нет. Кого там только не встретишь работающим на земле. В частности, моим соседом в земле Мекленбург-Передняя Померания является голландец...

Что касается "временщиков", я, поверьте, не из них. По крайней мере, моя семья и мой партнер Вальтрауд Шустак надеемся на длительную перспективу. Договор аренды на землю заключен на 50 лет. Разве это малый срок? Дай Бог только продержаться. Работы в Беларуси хватит всем. А сегодня нам надо работать вместе, учиться друг у друга, укреплять доверие, служить примером для других. Символично, что бывший колхоз "Ленинский путь", где мы сейчас работаем, находится недалеко от Кургана Славы. Хотел бы, чтобы в будущем он напоминал о начале новых отношений в истории между двумя нашими народами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter