Земля-кормилица

О работе экономики...
Еще раз перечитываю материалы совещания у Президента о работе экономики. Анализирую перспективные задачи аграрному сектору и некоторые результаты его работы. 9 миллионов 165 тысяч тонн. Рекордный урожай зерна — прекрасный повод как следует отпраздновать «Дажынкi». Богаты сегодня и картофельные, и овощные поля. Деревья в садах ломятся от яблок. Земля щедро заплатила за нелегкий труд и заботу. Теперь от крестьян зависит, насколько весомым окажется денежный эквивалент богатого урожая. Задачу, которую должны решить аграрии, определил Президент на совещании о работе экономики в нынешнем и будущем годах: «Миллионы тонн продукта сегодня на полях. Все должно быть убрано и продано».

Лет пятнадцать назад, когда наряду с заморскими бананами в Беларусь завозили заурядные лук и капусту, а очереди в магазинах выстраивались даже за кефиром, о наращивании продовольственных поставок за пределы страны говорить было неуместно. Главным было наполнить собственные прилавки. Прошло не так много времени, и масштабные государственные инвестиции в аграрную отрасль вывели ее в число основных поставщиков валютной выручки в страну. По этому показателю АПК сейчас уступает только нефтепереработке. Солидный рывок! Ожидается, что нынешний год крестьяне завершат с заработком на внешнем рынке в 4,8 миллиарда долларов. А ведь в начале 2000–х рады были и двум–трем сотням миллионов... Задача на 2013 год — 5,4 миллиарда долларов. Наполненные нынче закрома — хорошее подспорье для того, чтобы ее выполнить.

Конечно, зерно в чистом виде мы не продаем. Но без него не накормишь скот, не получишь привесы и удои. А ведь именно молоко и мясо приносят крестьянам львиную долю доходов. На внешнем рынке эти продукты всегда в цене. Но одно дело получить вал и совсем другое — выгодно продать излишки. И тут — серьезная проблема. Производить продукцию крестьяне научились, а вот продавать как–то не очень. Что идет на рынок? Туши животных чаще, чем колбаса. Картофель, а не продукты из него... Да и нередко сливочное масло выставляем на продажу по цене ниже себестоимости...

С такими подходами далеко не уйдем. Ведь условия на внешнем рынке становятся все более жесткими. В августе Россия вступила в ВТО. Это делает рынок Единого экономического пространства ареной жесткой конкурентной борьбы, что особо подчеркнул Президент. Да, до сих пор мы выигрывали борьбу за покупателя выгодным соотношением качества и цены. Но сейчас, когда соседи заметно снизят ввозные пошлины на мясо–молочную продукцию мировых компаний, удержаться на плаву нашим «Савушкиному продукту», «Бабушкиной крынке», а уж тем более другим, менее раскрученным брэндам будет труднее. Продукция из Новой Зеландии, Франции, Финляндии может и потеснить ее с российских прилавков...

Что делать? Уповать на возможный продовольственный кризис на мировом рынке, предрекаемый экспертами, и соответственно высокий рост цен? Это по меньшей мере недальновидно. Год–два, и ситуация может в корне измениться. Побеседовала по этому поводу со специалистами. Руководитель академического Института системных исследований в АПК Александр Шпак убежден: рецепт есть! И он в общем–то известен. Наряду с ростом сельскохозяйственного производства необходимо снижать издержки, выпускать продукцию с высокой добавочной стоимостью, активнее осваивать новые рынки.

В этом крестьян поддержит государство. В будущем году отрасль получит 3,6 миллиарда долларов бюджетных средств и кредитов. Они будут инвестированы в развитие материальной базы. Новая техника, передовые технологии — эффективное оружие в жесткой конкурентной борьбе. К примеру, только за счет масштабной реконструкции молочнотоварных ферм на треть сократятся затраты при производстве молока. Под растущий урожай с полей строятся современные хранилища для картофеля и овощей. Но одного этого все равно мало. Необходима еще грамотная маркетинговая политика самих предприятий, умелое продвижение продукта.

Да, сегодня аграриями уже освоены новые для Беларуси рынки — Китай, Япония, Вьетнам. Но речь все же идет о небольших поставках — своего рода «пробниках». В Правительстве считают: осваивать рынки нужно крупными интегрированными компаниями, которые установят долгосрочные связи с торговыми сетями и солидными оптовиками–импортерами. Насколько я помню, разговоры об этом ведутся далеко не первый год. Но то ли сила инерции, то ли излишняя осторожность на местах не позволяют хорошей идее сдвинуться с мертвой точки. А ведь к 2015 году перед крестьянами поставлена задача — увеличить экспорт до 7 миллиардов долларов. И всем нужно очень напрячься, чтобы взять этот рубеж. От министра до простого тракториста...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter