Земли Беларуси до крещения Руси

Ирина Масленицына и Николай Богодзяж заглянули в долетописную эпоху

Ирина Масленицына и Николай Богодзяж заглянули в долетописную эпоху

Об исторических героях и событиях, которые происходили на Беларуси до десятого века, можно узнать из книги Ирины Масленицыной и Николая Богодзяжа «Беларусь далетапiсная», которую выпустило в свет издательство «Лiтаратура i мастацтва». Ирина и Николай плодотворно работают в жанре исторической публицистики и уже известны белорусскому читателю по книгам, посвященным другим периодам истории нашего Отечества.

— Расскажите, как шла работа над вашей новой книгой «Беларусь далетапiсная»?

Ирина Масленицына:

— Изначально это был цикл статей для журнала «Беларусь». С этим изданием мы довольно долго и плодотворно сотрудничали. С 1996 до 1998 года вели историческую рубрику – в каждом номере выходила тематическая статья с цветной вклейкой-иллюстрацией. Их специально для каждого материала рисовал наш замечательный мастер – народный художник Беларуси Арлен Михайлович Кашкуревич. Публикации пользовались большой популярностью. Читатели даже вырезали статьи с картинками из библиотечных подшивок. Особенно много откликов было в 1998 году, когда публиковались статьи о начальной истории нашей страны. Многим это оказалось интересно. И вот сели мы как-то с Николаем, разложили перед собою журналы, поглядели на свои тексты, полюбовались иллюстрациями, числом 12, да и говорим один другому: «А ведь книга-то на 50 процентов есть! Осталось дописать еще половину. И даже оформление имеется». Впрочем, когда уже шла работа над готовой рукописью, Арлен Михайлович еще четыре рисунка сделал, к тем главам, которые в журнале не публиковались.

— В вашей книге много ссылок на легенды и предания. Вы специально ездили в фольклорные экспедиции по Беларуси?

Ирина Масленицына:

— Нет, специально мы никуда не выезжали. Но белорусским фольклором интересовались всегда. И где бы не оказывались, будь это командировка, поездка к родственникам или знакомым, туристический вояж – не забывали расспрашивать местный люд о достопримечательностях и том, что о них в народе говорят. У меня, например, в результате образовалось две общих тетради записей. Многое из этого было использовано потом при подготовке авторского фольклорного сборника «Млын на сямi колах. Беларускiя легенды i паданнi».

Николай Богодзяж:

— В книгу «Беларусь далетапiсная» вошли не только и даже не столько легенды и предания, записанные нами лично, но в большей степени те, которые удалось разыскать краеведам еще в ХIХ—начале ХХ вв. Удивительно, как гармонично они иногда дополняют рассказ о реальных исторических событиях и людях. Вот, например, князь Кий, которого летописец Нестор упоминает, рассказывая о возникновении матери русских городов Киева. «Велесова книга» дает пространную историю взаимоотношений Кия с братьями своими Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью; повествует об отце их, вожде славян Ории и событиях, предшествующих их великому путешествию на земли современной Украины. А одна замечательная пинская легенда утверждает, что ладьи Кия и братьев его следовали через всю Беларусь по Припяти.

Ирина Масленицына:

— А предание о Луковском озере, что в Малоритском районе, упоминает девушку-чародейку Лыбедь, которая могла ходить по воде , как посуху, и однажды во время бури спасла местных жителей. Там даже камень-следовик есть с отпечатком ножки Лыбеди.

— Кто из исторических героев вашей новой книги наиболее интересен именно для вас?

Ирина Масленицына:

— Как выделить одного человека из череды таких любимых, таких замечательных героев?

Для меня очень интересна, например, личность легендарного основателя города Турова, князя Тура. Тем более, что есть основания полагать, что Тур – одно лицо с первым русским святым, варягом Феодором, убитым киевскими язычниками за то, что не согласился принести своего сына в жертву языческим богам. Очень целенаправленная личность, как мне кажется, был князь Тур.

Николай Богодзяж:

— Мне безумно интересен князь Вольдемар Полоцкий, о котором рассказывают скандинавские саги. Вольдемар воевал с готами и погиб, защищая свой родной Полоцк. Еще одна биография, полная загадок и недосказанностей, – князь древлян Мал, который так неудачно сватался к княгине Ольге Киевской. Он был настоящим защитником своего народа. «Добрым пастырем» называли его подданные.

— В учебниках по истории названы только три племени, поспособствовавших формированию белорусского народа: кривичи, радимичи и дреговичи. Но в вашей книге упоминаются и другие малоизвестные племена.

Николай Богодзяж:

— Да, это так. Древляне, живущие на правом берегу Припяти; дулебы, часть которых, рассеянная алчными аварами-обрами, нашла себе убежище на белорусских землях; ятвяги, которые жили тут, наверное, и до пришествия славян; угро-финны, заселявшие земли наши еще и во времена пришествия сюда с проповедью апостола Андрея… Этот список можно продолжать. Любой белорус несет в себе не только древнеславянские гены, но и гены иных народов, с которыми славяне роднились, братались, выступали против общих врагов и вместе осваивали наш девственный край лесов и озер.

Ирина Масленицына:

— Предки наши были толерантны так же, как и мы. И это не может не восхищать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter