Земельная карта

О проблемах распределения земли

Коттеджные поселки, растущие рядом с городами, — хороший пример того, как люди самостоятельно решают жилищный вопрос. Другое дело, что порой это стоит не только больших материальных затрат, но и нервного напряжения. А причина — в бюрократизме...


В мае прошлого года бобруйчанке Ольге Губаревой решением горисполкома был выделен участок для строительства дома. Можно сказать, она вытянула счастливый билет: кусок земли достался не где–нибудь на окраине, а в самом престижном месте города, неподалеку от Березины. Коттеджи тут растут, как здоровые детишки. Собственница зарегистрировала участок, как того требует закон. В конце июня 2007 года Бобруйский горисполком разрешил ей проектирование и строительство жилого дома. С этого момента у Ольги Губаревой был ровно год для того, чтобы на участке начать строительные работы.


По осени она вместе с семьей после согласования с санитарными и экологическими службами взялась за надел: выкорчевала кустарники, вывезла мусор. Но наступили холода, и работы прекратились.


В марте хозяйка участка пришла в землеустроительную службу Бобруйска и, сославшись на тяжелое материальное положение, попросила предоставить отсрочку начала строительства. Официального заявления у нее не приняли, объяснив, что достаточно будет отметки в компьютерной базе данных. Но месяцем позже из той же землеустроительной службы бобруйчанка получила предписание о необходимости начинать стройку: иначе участок грозились отобрать.


Губарева одолжила деньги и приступила к закладке фундамента. Чтобы застраховаться от неожиданностей, предложила землеустроителю проехаться к участку — убедиться в начале работ. Землеустроитель отказалась, пообещав, что достаточно будет честного слова застройщицы.


Однако в июне, когда на участке уже вовсю трудились строители, туда приехали представители землеустроительной службы и... потребовали прекратить работы. Оказалось, еще в мае решением Бобруйского горисполкома земельный надел у Ольги Губаревой был... изъят. Якобы из–за того, что она вовремя не приступила к строительству. Землеустроитель, готовившая проект решения местной «вертикали», даже не соизволила выехать на место и посмотреть, как обстоят дела в действительности. Это одно нарушение. Второе — не менее вопиющее. К моменту, когда на свет появился злополучный документ, отнимавший у Губаревой право на свой дом, еще не прошло года, в течение которого она должна была начать стройку. Поэтому никто (даже если бы вообще никаких работ на участке не велось) не имел права досрочно лишать ее участка. Лишили...


Только после того как Ольга Викторовна в письме, адресованном председателю Комитета госконтроля Зенону Ломатю, рассказала о ситуации, в которой оказалась, решением горисполкома ей вернули участок. В данном конкретном случае справедливость восторжествовала...


— У нас масса жалоб, связанных с землей, — не скрывает начальник отдела по работе с обращениями граждан Бобруйского горисполкома Людмила Леновская. — Ситуации разные. Например, в том же коттеджном поселке, где расположен надел Губаревой, человеку еще в 2000 году предоставили землю. Никаких работ не ведется, но этот надел почему–то никто не изымает. Землеустроительная служба поступает иначе. Участку присваивается новый адрес, под которым он выделяется уже другому застройщику. Тот начинает быстро осваивать землю. И когда первый владелец, спохватившись спустя годы, приходит посмотреть на свой кусок земли, то видит там недостроенный дом. И что дальше? У обоих претендентов на участок документы в полном порядке. Как разрешить конфликт? И эти случаи не единственные. Причина неразберихи с выделением участков в том, что проекты решений горисполкома готовят землеустроители без взаимодействия с местной властью. Они подчиняются напрямую областной землеустроительной и геодезической службе. В итоге наказать человека, допускающего ляп за ляпом, невозможно. Когда землеустроительная служба была отделом исполкома, нерадивый исполнитель тут же наказывался. Сегодня этого нет...


— Не помню ни одного заседания Бобруйского горисполкома, — дополняет председатель Бобруйского межрайонного Комитета госконтроля Борис Малый, — во время которого не вносились бы изменения в ранее принятые решения о земле. Получается, что из–за ошибок отдельного специалиста, не входящего в штат исполкома, в конечном итоге страдает имидж местной власти. Бобруйский горисполком периодически направляет письма в Могилевскую областную землеустроительную и геодезическую службу с соответствующей информацией. Но ничего не меняется.


— В ближайшее время направим комиссию в Бобруйск, чтобы разобраться, почему у горисполкома столько претензий к землеустроительной службе, — председатель Госкомитета по имуществу Георгий Кузнецов настроен решительно. — Недобросовестные работники будут наказаны. Для других землеустроителей это послужит уроком.


Что получается? Механизм в вопросах распределения земли, в принципе, существует. Но то, что он с завидной регулярностью дает сбои, — тенденция тревожная. Неужели каждый такой случай необходимо разбирать на республиканском уровне? Или есть более простой и эффективный путь?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter