Зембинское кино

Около сорока лет назад в Борисовском районе снимали фильм "Перекличка".
Около сорока лет назад в Борисовском районе снимали фильм "Перекличка". По сценарию танкисты выбивали фашистов, засевших в храме. Для натурных съемок выбор пал на православную Свято-Архангела-Михайловскую церковь в селе Зембин, тогда пустующую.

Почти метровая кирпичная кладка не поддалась танковому тарану, эффектные кадры не получались, и тогда стену частично взорвали, образовавшийся проем бутафорски заложили, после чего Т-34 прорвался к алтарю легко и красиво. Режиссером киноленты был известный мастер Даниил Храбровицкий, а среди актеров значились имена ныне знаменитых Никиты Михалкова и Татьяны Дорониной...

ЭПИЗОД 1

Старожилы

Сегодня историю Зембина (кстати, богатую) в деревне знают до обидного мало. Может, причина в том, что коренных жителей - раз-два и обчелся. Когда-то значительную часть населения составляли евреи. В войну их уничтожили. Поэтому на просьбу рассказать о киносъемках в шестидесятых годах откликнулись буквально несколько человек.

Анна Игнатьевна Каптур

: - В войну храм действовал. Тогда еще сохранились алтарь и большой купол. Во время бомбежек в церкви прятались люди - сами видели, какие толстые там стены. Недаром танк не мог разрушить. После, когда он разворачивался, сильно повредил алтарь. От взрыва пострадали и потолочные перекрытия, из-за чего обвалился большой купол. В конце семидесятых задумали вообще остатки и церкви, и костела подорвать да снести. Я работала недалеко в магазине, который размещался в бывшем доме знаменитого перед войной и расстрелянного в 1937 году поэта Изи Харика. Даже окна бумажными полосками успела заклеить, чтобы стекла не вылетели. Но потом взрывать церковь передумали.

А кино, которое у нас снимали, потом в зембинский клуб привозили. Я ходила смотреть. Сидела вся в напряжении, чтобы не пропустить, когда церковь покажут. Показали, конечно, но буквально одну минуту...

Раиса Сергеевна Продедович

: - При немцах церковь была действующей. Я сама на Пасху там причащалась. Потом церковь превратили в зерносклад. Уже через много лет после войны храм вдруг начали восстанавливать, даже ходили по домам деньги собирать - давали кто сколько может. Тогда много стройматериалов завезли, но строители-алкаши все разворовали и съехали. Позже за работу взялся Михаил Прохорович, да средств у него, наверное, не хватило...

Комментарий отца Александра (Почепко), бывшего настоятеля прихода

: - Зембинская церковь считается нестарой - ей всего-то сотня лет. Но в ее биографии достаточно много страниц исписано. Действительно, от войны досталось, однако настоящее разрушение началось после 1966 года. Очень местные старались... Опомнились лишь в 91-м - очистили от хлама и мусора, у входа поставили крест. Еще через несколько лет государство выделило 300 миллионов рублей на строительство. Предполагалось восстановить колокольню, купол, накрыть крышу притвора, частично отремонтировать стены, окна, двери. Это радовало. Работы проводила строительная фирма из Молодечно. Но денег не хватило. Требовались пожертвования. Небольшие суммы собирали сами, откликнулись и некоторые организации. В архивных документах столетней давности сохранились сведения, что прихожане Свято-Архангела-Михайловской церкви "довольно усердны к храму, строго относятся к соблюдению постов и охранению праздников". Остается только просить Господа, чтобы зембинцы снова стали такими.

Судя по всему, последняя просьба отца Александра к Всевышнему не случайна. Еще в 1992 году, после открытия прихода, в его отчете говорилось: "Верующие в основном пенсионного возраста. Состав их неоднороден. Коренных жителей мало, основная часть - приезжие. Молодые люди посещают храм чаще всего в высокочтимые праздники. Верующие характеризуются запущенностью - некоторые до открытия храма не были в церкви ни разу в своей жизни, многие по 15 - 20 лет не ходили молиться, не исповедовались и не причащались. Немало пьющих мужчин, есть женщины, злоупотребляющие алкоголем. Преобладает неверие, богохульство и проч."

ЭПИЗОД 2

Михаил Новиков

Самое время рассказать о Михаиле Прохоровиче Новикове и созданной им фирме с библейским названием "Мерра" - иными словами "скорбь", "горечь".

Михаил Прохорович - человек солидного возраста: 82 года, однако его энергии и двадцатилетние позавидуют. В прошлом учитель математики. Свою фирму создал, будучи на пенсии. Хотя и не по своей вине Михаилу Прохоровичу не удалось завершить строительство в Зембине, но, говорит, чувствует тяжесть невыполненного долга. Перед Богом и собственной совестью... А ведь как старались: в петербургском архиве отыскали план-проект церкви, выполненный еще в 1901 году. Михаил Прохорович говорит, что зембинская Свято-Архангела-Михайловская - уменьшенная копия собора Александра Невского в Варшаве. Оба храма спроектированы известным церковным зодчим Струевым.

Продолжить работы в Зембине необходимо. Если, конечно, найдутся спонсоры. Однако вложения требуются значительные: одного медного кровельного листа на покрытие куполов не менее полутора тонн... Просят в таких случаях обычно больше - увы, в расчете на воровство в том числе.

Кстати, проблему "растащиловки" и пьянства среди своих рабочих (а их в "Мерре" бывало до семидесяти человек) Михаил Новиков решил довольно оригинальным способом - нанял на работу баптистов. И не ошибся: не пили, чужого не брали, оказались классными специалистами.

Где сегодня взять денег - пока вопрос без ответа. Михаил Прохорович считает, что нужно попросить помощи у известного российского артиста и режиссера Никиты Михалкова. Ведь тем самым танкистом, который по сценарию отважно атаковал церковь, дабы уничтожить врагов, был герой Михалкова - Бородин. Михаил Прохорович писал и к Татьяне Дорониной. И к российскому министру Швыдкому. Существует версия, будто Михалков о просьбе знает и, более того, помощь обещал. Но... Откликнулся лишь Российский союз кинематографистов - посочувствовал зембинцам...

ЭПИЗОД 3

Комментарий

Игорь Викторович Волчек, председатель Белорусского союза кинематографистов

: - Я ничего не слышал об этой истории. Судить кого бы то ни было - не мое дело. Но, возможно, попытаюсь привлечь внимание Конфедерации творческих союзов СНГ к неординарной ситуации.

Замечу следующее. Тот, кто знаком с кинокухней, знает: на каждый радикальный шаг творческая группа должна получить соответствующую санкцию. Даже старый трухлявый сарай нельзя сжечь без разрешения соответствующего органа местной власти. А здесь церковь...

Когда-то поставили вопрос о сносе Красного костела в Минске - нашлись отчаянные головы, захотевшие таким образом навести красоту на главной площади города. И знаете, кто заступился? Корш-Саблин. Именно он пошел тогда к Машерову и убедил: разрушать костел нельзя! Использовать строение по прямому назначению было нереально, вот и предложил разместить в костеле Союз кинематографистов. Кто бы что ни говорил потом, именно кинематографисты спасли прекрасный храм, которым сегодня по праву гордится страна.

Мне очень близка идея покаяния. Всем нам есть в чем каяться перед Богом, людьми и собой. Время разбрасывать камни, и время камни собирать. Хочется надеяться, последнее - наступило. Одним из подтверждений может стать пример нашего знаменитого председателя колхоза Владимира Бедули, который по велению долга и совести взялся восстанавливать ранее разрушенную церковь. Думаете, ему больше делать нечего? Но, видимо, душа требует того самого покаяния...

ЭПИЗОД 4

Покаяние

Пожалуй, стоит согласиться: действительно, искать виновных в этой истории, выяснять, кто прав, кто виноват, - занятие зряшное, суетное. Прежде чем искать соринку в чужом глазу, каждому из нас, что называется, лучше на себя оборотиться. Наверное, подобным желанием движимы современные французы и швейцарцы - прапраправнуки погибших в окрестностях Зембина солдат наполеоновской армии. Конечно, трудно четко определить причины, приводящие сегодня благополучных европейцев на место гибели предков. И все же в каждом таком визите - частица покаяния, когда потомки уже одним фактом своего спокойного, миролюбивого присутствия просят прощения за зло, некогда принесенное в эти края их предками. Особенно красноречив в связи с этим пример с деревней Доры под Воложином. Там во время Великой Отечественной в церкви Покрова Пресвятой Богородицы гитлеровцы сожгли 257 человек, собранных якобы для общего молебна. Пятьдесят лет спустя неподалеку от скорбного места заложили новый храм, в строительстве которого активное участие приняла покаявшаяся немецкая сторона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разоружение

Хочется верить, что наша жизнь - дорога к храму. Причем этот храм у каждого свой. Например, для уроженки Зембина художницы Надежды Ходасевич-Леже, жены известнейшего французского художника Фернана Леже, возвращением к истокам и одновременно к самой себе стала организация в родной деревне художественной галереи. Приобщившись к мировой культуре, Надежда Ходасевич-Леже постаралась сделать так, чтобы и земляки получили счастливую возможность прикоснуться к прекрасным творениям человеческого духа. Говорят, предлагала помощь и в восстановлении церкви. Но почему-то опять все не сложилось...

Кто видел сегодняшнее состояние зембинской церкви, в один голос утверждают: будет несправедливо, если она не сумеет возродиться. Но для этого требуется объединить усилия многих людей: руководителей культуры, религиозных деятелей, добровольных жертвователей и спонсоров, жителей самого села и, возможно, Никиты Михалкова. Дорога к храму может оказаться длинной. Тем не менее идти по ней необходимо. Не мчаться на танке, а именно идти - не торопясь, но уверенно. Успевая замечать окружающих, здороваться с ними, узнавать, как их дела, делиться своими новостями - надо разоружаться.

И вообще, от истории обязательно должно оставаться что-нибудь осязаемое - хотя бы для того, чтобы верить в ее реальность. Заберите из Зембина Свято-Архангела-Михайловскую церковь и посмотрите, что еще сегодня в состоянии предложить в наследство будущим поколениям это старинное белорусское местечко. Ответ окажется очень грустным...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter