«Здравствуй, Волгоград. Привет тебе из Бреста»

Белорусские ветераны вернулись из города-героя над Волгой

Белорусские ветераны вернулись из города-героя над Волгой

«Мы, конечно, очень волновались. Через столько лет побывали в тех местах, где проходила наша боевая юность. И нахлынули воспоминания, и нельзя было нам удержать слез, да мы их и не стыдились», — написала в редакцию нашей газеты Надежда Извалова, ветеран войны и труда, проживающая в Бресте. Она, как и еще двое бывших фронтовиков Евгений Старосветский и Петр Колпаков, – участники исторического сражения на Волге.

Эти бесхитростные воспоминания дороги и интересны тем, что в них – воссоздание великой битвы.

Мы решили поразмышлять над письмами участников сталинградской эпопеи. И есть на то несколько важных поводов. Во-первых, как раз в эти дни, с 10 января по 2 февраля 1943 года, проходила знаменитая операция «Кольцо» по разгрому окруженной группировки противника под Сталинградом. Во-вторых, мы стоим на пороге знаменательной даты – 65-летия Великой Победы. В-третьих, 2010 год в странах СНГ объявлен Годом ветеранов войны.

«Девчонка, как березонька…»

«С июля 1942 г. по 3 февраля 1943 г. я принимала участие в обороне Сталинграда, — продолжает свое письмо Надежда Извалова. — Служила в составе 19-го отдельного батальона наблюдения, оповещения и связи. Задача: разведка воздушного и наземного противника. Наши НП (наблюдательные пункты) располагались вдоль восточного берега Волги, мы охраняли железную дорогу, соединяющую центр страны с югом. Задача не из легких, если учесть, что нам, девушкам, было тогда всего по 17—19 лет. Но мы не пропустили ни одного неопознанного самолета противника. Вот как рассказала о девушках-связистках в своем стихотворении Галя Путинцева, красноармеец-наблюдатель НП-14:

Стояла незаметная в мороз и летний зной

Девчонка, как березонька, в пыли прифронтовой,

И донесенья четкие по проводам неслись,

Чтоб наши истребители стрелой взмывались ввысь…

Разве можно забыть 23 августа 1942 г., когда немецкая авиация совершила массированный налет на Сталинград? С 6 часов утра – 2000 боевых самолетовылетов. О том легендарном дне сохранились воспоминания командующего 62-й армией Василия Чуйкова:

«…Все вокруг горело. Горела земля, горела Волга, разбили нефтебаки. Столб пламени стоял на 200 м. Казалось, не только земля, но и все небо содрогалось, все живое должно было погибнуть среди этого моря огня, что человеческие нервы не способны выдержать этого ада… Но уходить было некуда. Сталинградцы поклялись: «За Волгой для нас земли нет!»

«Мы на Мамаевом кургане, — пишет дальше Надежда Яковлевна. — В зале «Воинская слава» на 34 мозаичных знаменах значатся 7200 фамилий советских воинов, погибших в величайшей битве. Это лишь небольшая часть павших под Сталинградом бойцов (общие потери в сражении на Волге составили 1 миллион 127 тысяч советских воинов)».

Надежда Извалова хорошо помнит, как в 1943 году их батальон покидал Сталинград. «Мы испытывали глубокую боль. Ни одного целого здания, кругом битые камни, пепел, осколки снарядов, бесформенные груды металла, остова отдельных стен домов с пустыми проемами окон… А сейчас это красивейший город в светло-бело-голубых тонах. Имя его – Волгоград. Как прекрасный лебедь распустил он свои крылья-корпуса над широкими водными просторами матушки-Волги».

«Бейте врага по-волжски, по-русски…»

Евгений Старосветский – уроженец Сталинградской области из станицы Раздорской. В августе 42-го призван бойцом-истребителем вражеских танков.

— Мне еще не было и 17, в своей жизни я не видел танков, — вспоминает он. – И вот наша группа расположилась на втором этаже здания по улице Социалистической. Показались бронированные чудовища, идут по улице и из огнеметов палят по мечущимся беззащитным жителям, по окнам зданий. У нас же – бутылки с зажигательной смесью, бросаем их на танки по команде лейтенанта Капканова. Улица в огне. Вокруг дым, грохот. Так начиналось мое первое боевое крещение в Сталинграде…

Затем была 11-я артиллерийская дивизия РВК. Дальнобойные гаубицы стреляли на 11 километров. Задача юного солдата – обеспечивать надежную связь между огневой позицией и НП командира. Потом военная судьба забрасывала Старосветского на Степной фронт, на Кавказ, Прибалтийский и Ленинградский фронты. После войны было артиллерийское училище и продолжение службы в Беларуси – в Гродно, затем в Бресте.

В Сталинградском музее Евгений Иванович увидел огромный литографический камень. На его отполированной поверхности фашисты выгравировали: «Сталинград пал! Москва – это голова Советского Союза. Сталинград – это сердце».

Наглые и самоуверенные гитлеровцы заранее предвкушали здесь свою победу. Но, увы, гладко было на камне, да не так-то гладко шли у них дела на волжских берегах.

4 февраля 1943 г. на площади Павших Борцов в Сталинграде состоялся митинг победителей. Легендарный Василий Чуйков тогда сказал: «Орлы-сталинградцы! Фашисты отброшены от Волги. И не удержаться им за Доном, за Днепром. Не удержаться на нашей земле! Бейте врага по-волжски, по-русски, гоните его на Запад, гоните до тех пор, пока не станет свободной вся наша Советская страна!»

«Наша дивизия не отступила ни на шаг»

Автор третьего письма в «Р» Петр Колпаков участвовал в боях в начальный период Сталинградского сражения. Ему 19 лет, но он уже командир отделения в составе 38-й гвардейской стрелковой дивизии. Хорошо помнит день 15 августа 1942 года, когда десантники вступили в кровопролитные бои на Клетском направлении Сталинградского фронта.

Вспоминает: «У немцев превосходство в живой силе, технике, артиллерии, авиации. Мощные атаки, беспрерывные бомбежки. Но наша дивизия не отступила ни на шаг. Ночью 22 августа я находился на боевом дежурстве. Видим, по мосту через Дон пробирается вражеская разведка. Принимаем решение: пропустим на наш берег, заманим в западню… Потом мы неожиданно появляемся перед немцами, командуем: «Оружие на землю, руки вверх!» Немцы были ошеломлены, подчинились без всякого сопротивления. А было в их группе аж семь разведчиков. Доставили мы их в штаб дивизии, и они сообщили нашему командованию очень важные сведения».

В сентябре Петр Колпаков был тяжело ранен. С большим трудом добрался в Камышин, оттуда на машинах — в Саратов. А затем длительный путь в далекий Семипалатинск. После излечения в госпитале солдат прошел еще через огненную Курскую дугу…

Мы сильны, когда вместе

Поездку в Волгоград организовало для ветеранов Министерство труда и социальной защиты нашей республики. Опекала и заботилась о приглашенных консультант данного министерства Светлана Ермакович. Ветераны искренне благодарны ей, а также председателю Брестской областной организации ветеранов Степану Омелюсику. Да и сами хозяева проявили к брестчанам исключительное внимание и гостеприимство. Подготовили обширную, очень интересную программу. Принял белорусскую делегацию губернатор Волгоградской области Николай Максюта. Рассказал о жизни региона и города.

«Вы для нас очень дорогие и желанные гости, — подчеркивали хозяева. — Во-первых, как участники исторического сражения, во-вторых, как представители Беларуси, в том числе героической брестской земли». Было много волнующих встреч, трогательных воспоминаний. Гостям вручили медали «65 лет Сталинградской битвы», ценные подарки…

Эта поездка стала для ветеранов из Бреста не только возвращением в свою боевую юность. Она — еще одно трогательное, волнующее событие, в основе которого общность судеб двух славянских народов, вместе выстоявших в жестоких схватках с фашизмом. Мы сильны и непобедимы, когда вместе…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter