С выездом на место: какую медицинскую помощь белорусу бесплатно окажут в Украине

Здоровеньки булы!

Бытовые зарисовки о медицинской помощи в Украине


Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. За этой строкой нашей Конституции стоит многое — бесплатная медицина, квалифицированные специалисты, современное оборудование в поликлиниках и больницах, качественный уход за больными. Впрочем, глядя на все эти социальные гарантии, порой задаешься вопросом: а как эта сфера устроена в других государствах?


Корреспондент «Р» заинтересовалась: смогут ли ее, гражданку Беларуси, принять, скажем, в обычной украинской поликлинике. Проверить это можно только одним путем — отправиться в гости к соседям... 

Путешествие за здоровьем

Дорога на автобусе из Бреста в Луцк с учетом прохождения границы занимает около шести часов. В Ковеле ко мне подсаживается парень. Замечаю на заставке телефона фотографию 5-месячного малыша. Слово за слово, и оказывается, что 26-летний безработный учитель Алексей Шевчук около полугода назад стал папой. Родом он из провинциального городка Ровенской области, с супругой живут в Ковеле. По случаю рождения первенца государство выплатило семье 12 тысяч гривен (примерно 890 белорусских рублей). Первые два года молодым родителям положено ежемесячное пособие в размере 830 гривен. С поликлиникой, говорит собеседник, повезло: педиатр на участке есть, регулярно навещает медицинская сестра, календарь прививок соблюдается. Зато у сестры Алексея, которая живет в Ровно и тоже растит малыша, ситуация совсем другая:

— Некоторых прививок не было в детской поликлинике в наличии, поэтому сестра покупала вакцины сама, а это для молодой семьи, следует признать, накладно. Хотя согласно украинскому законодательству плановые вакцины должны делаться в поликлиниках бесплатно.

Магнитно-резонансная томография в Волынской областной клинической больнице делается на самом современном оборудовании

Так вот, оказывается, почему жители украинско-белорусского приграничья делают прививки деткам в брестских поликлиниках! Привозят родители малышей из-за низкого охвата прививками, в том числе и теми, которые делают в роддоме. Например, в брестской городской детской поликлинике № 2 на платной основе в прошлом году привили от туберкулеза около десяти малышей в возрасте до трех месяцев. В городскую детскую поликлинику № 1 за такой медпомощью обратились 16 граждан Украины.

— Большая часть обращений — консультации педиатра и вакцинация от кори, — рассказала мне чуть позже главный врач брестской городской детской поликлиники № 1 Татьяна Авдейчук. — Для профилактики и предупреждения заболеваний в учреждении проводится вакцинация от кори, краснухи, коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, гепатита В, гемофильной инфекции, туберкулеза. Кроме того, в нашей поликлинике иностранным гражданам оказываются медицинские услуги по инструментальной диагностике (УЗИ, функциональная, эндоскопия, лабораторная), физиотерапевтические и офтальмологические услуги, консультации врачей-специалистов.

Дела сердечные за  680 гривен

Приехав на автовокзал, прямиком отправляюсь в ближайшую поликлинику — областную консультативную. Очереди в регистратуре нет. Прошу талончик к неврологу «по острой боли». Оказывается, на сайте или по телефону, как у нас, талоны тут не откладывают, специалисты принимают по живой очереди. График работы и номера кабинетов — на стенде. Чтобы попасть к доктору, нужна карточка. А если ее нет? Девушка из  регистратуры предлагает завести, предупредив, что, так как я обратилась в областную консультативную поликлинику, услуга обойдется мне в 50 гривен. В обычной городской поликлинике, по ее словам, карточку бы мне завели бесплатно.

Волынская областная клиническая больница. Все, как у нас, только надпись на входе на украинском .

— Как это бесплатно? — переспрашиваю я таким образом, чтобы сразу было понятно: не местная. Потом достаю паспорт и интересуюсь, какие тарифы действуют для иностранцев, приехавших в Луцк в гости.

— Тарифы у нас для всех одинаковые. Но иностранец может обратиться к главному врачу, который вправе подписать разрешение на бесплатную консультацию, — объясняют мне в регистратуре.

А вот исследования будут платными в любом случае. За деньги, кстати, обследуются и граждане страны. УЗИ сердца — 70 гривен, общий анализ крови — 12, магнитно-резонансная томография — 680. Эти цифры не из прейскуранта, их по памяти мне диктует стоящая рядом пациентка Наталья. Ей 46 лет, живет она в 50 километрах от Луцка, однако, невзирая на расстояние, предпочитает ездить обследоваться в областной центр.

— Только бы в своей районной поликлинике не обслуживаться, — говорит она. 

Оно и понятно: квалификация врачей здесь выше, а спектр услуг — шире. Хотя нередко областной уровень выливается в дополнительную копеечку: например, упомянутая магнитно-резонансная томография в городской поликлинике стоит в два раза дешевле, чем в областной консультативной.

Отправляюсь в кассу оплатить за карточку. Меня усаживают за стол и предлагают заполнить заявление... на пожертвование в пользу Волынского областного благотворительного фонда «Надежда». Под «шапкой» указана расшифровка: фонд выполняет функцию кассы учреждения здравоохранения. Необходимую сумму прописью следует указать под графой с текстом: «Прошу принять средства для приобретения за счет благотворительного фонда реактивов для проведения лабораторных исследований, лекарств, медицинских изделий на сумму...». Далее — дата, подпись. И маленькими буквами примечание: сметой на один день посещения поликлиники предусмотрено 88 копеек. Конечно же, после такого поворота у меня множество вопросов: где официальный прейскурант, могу ли я лично решать, какую сумму жертвовать поликлинике? Ответ краток: за комментарием обращайтесь к руководству, от нас подробностей не дождетесь.

Брестская областная больница. Украинские гости здесь не редкость.

— Официально медицина в нашей стране бесплатная, — приглашает в кабинет заместитель главного врача Волынской областной клинической больницы, в чьем составе и консультативная поликлиника, Людмила Ларина. — Однако выделяемые государством деньги реальные затраты не покрывают. Например, на питание в стационаре предусмотрено всего около 6 гривен на человека в сутки. Так как нет механизма, позволяющего на законных основаниях взимать у граждан плату за оказанные медицинские услуги, учреждения здравоохранения нашли выход — делать это через благотворительные фонды.

Людмила Анатольевна объяснила: существующий в компьютерах кассиров «прейскурант» приблизительный. В принципе, пациент может пожертвовать меньшую сумму. Но это не приветствуется и обычно люди платят «по действующему тарифу». А некоторые даже сверх его.

— В больнице представлены все отделения, кроме ожогового, и в следующем году мы планируем завершить масштабную реконструкцию с полным обновлением материально-технической базы и медицинского оборудования. Подавляющее большинство работ выполнено за спонсорские средства, — гордится Ларина.

До чего доведут реформы

Интересно, надолго ли украинское законодательство в области медицины останется столь же лояльным к иностранцам? Ведь, как известно, в 2017 году в здравоохранении этой страны началась глобальная перезагрузка. В январе в стране стартовали реформы по финансированию и развитию системы общественного здоровья. Об этом рассказал заместитель начальника управления охраны здоровья Волынской областной государственной администрации Валерий Руцкий. 

В облбольнице в Луцке делают и сложные операции.

Одна из фишек – так называемая модель национального солидарного медицинского страхования, которая подразумевает стопроцентное страховое обеспечение самими гражданами. Другими словами, Украина переходит на платную медицину. За три года государство планирует внедрить гарантированный пакет медицинской помощи — конкретный набор услуг и препаратов, право на получение которых будут иметь все без исключения граждане, а все остальное и для всех — за деньги. Кроме того, форматируется структура медучреждений. Валерий Константинович поясняет:

— Создана единая система экстренной медицинской помощи с мощным оперативно- диспетчерским блоком. Это значительно повысило эффективность работы: согласно нормативу в пределах города «скорая» должна приезжать максимум за десять минут, раньше служба неотложной помощи относилась к больницам и работала в пределах подконтрольной территории, что порой затрудняло навигацию. Кроме того, мы активно создаем сеть центров первичной медико-санитарной помощи. В связи с этим появилось понятие «семейный врач», когда один доктор совмещает функции и педиатра, и терапевта.

Несколько слов о госу­дар­ствен­ной поддержке. Печально, но факт: с каждым годом она у соседей сокращается. В 2016 году министерские субвенции составили всего 210 гривен на жителя региона. Приходилось затягивать поясок медицинских льгот. Например, сейчас идут разговоры об отказе от возмещения части средств на купленные по рецептам препараты для гипертоников. Какие-то преференции уже ликвидировали. А вот больные сахарным диабетом и люди с редкими заболеваниями, например муковисцидозом, и в дальнейшем будут получать помощь бесплатно.

Невзирая на глобальность планов украинских законотворцев, тема платной медицины и дифференцированных расценок для иностранцев остается открытой. Висит в воздухе и вопрос трансплантологии: резко негативная позиция властей по этому направлению, как известно, вынуждает украинцев проводить пересадку органов в зарубежных клиниках (в том числе белорусских). Еще одна специфика состоит в том, что в стране фактически отсутствует механизм отказа пациенту в оказании помощи. Будь то белорус, мексиканец или житель соседней области, если он хочет лечиться именно в этой больнице, при наличии свободных мест будет находиться в стационаре наравне с местными жителями. С другой стороны, может это и не так плохо. Случись что плохое на территории Украины, по крайней мере, в первой помощи, пусть и за деньги, не откажут. 

Медицинские легенды

В Луцке прямо на улице познакомилась с Олесей Владимировной, 51-летней местной жительницей, которая наслышана о грядущей реформе в системе здравоохранения. Но у нее свой взгляд на украинскую медицину. По ее словам, главная проблема – это круговая порука среди врачей в вопросах выписывания препаратов. Те, по ее убеждению, плотно сотрудничают с медицинскими компаниями и аптечными сетями и порой лоббируют их интересы:

В отделении диагностики в Луцкой облбольнице.

— У меня был забавный случай, когда терапевт посоветовала купить выписанное по рецепту лекарство в аптеке определенной сети, объяснив, что в других мне продадут подделку. Но получилось так, что на следующй̆ день я снова пришла в поликлинику, и в кабинете принимал терапевт с другого участка, которй тоже просмотрел мои анализы и выписал рецепт на тот же препарат. Однако этот специалист посоветовал купить лекарство в совсем другой сети. Аргумент был знакомый: в других местах — одни подделки. После этого случая я вообще перестала верить врачам, с мужем и дочкй лечимся народными средствами. Не знаю, что будет после реформы, но сейчас медицина хоть и бесплатная в теории, но на практике очень дорогая. На консультацию к врачу без 100 гривен можно не приходить. Наши доктора не стесняются и открыто называют расценки на свои услуги, причем деньги нужно положить в начале приема. Моя коллега, мать которой живет в деревне Волынской области, рассказывала, что, когда однажды пожилой соседке ее мамы вызывали «скорую», то больную предупредили: готовьте деньги на затраченное топливо, иначе не приедем.

Другую легенду об украинском здравоохранении услышала от Татьяны, с которой разговорилась еще по дороге в клиническую больницу. Она отпросилась с работы и спешила проведать 62-летнюю сестру, которой неделю назад сделали операцию по замене тазобедренного сустава:

— Если у человека есть деньги, лечь в больницу не проблема. Вопрос одного дня. Нам прямо сказали: найдете 20 тысяч гривен — операцию сделаем. А бесплатно никто даже браться не станет: лекарства и протезы пациент предоставляет за собственные средства. Никого не интересует, где брать такие космические суммы. Моя заработная плата — около трех тысяч гривен в месяц, сестра получает примерно столько же. Мы столкнулись с такой проблемой в первый раз и, честно говоря, были ошарашены. Деньги собирали по всем родственникам. Слава богу, обошлись без кредитов. Имея на руках необходимую сумму на медикаменты и купив протез, мы гарантированно попали в отделение. Правда, операцию сделали быстро. Сейчас сестра чувствует себя удовлетворительно. А не дай бог, если бы что-то пошло не так, где деньги брать на новую операцию...

В ТЕМУ

Алла КОВАЛЕВА, заместитель главного врача Брестского областного родильного дома по медицинской части:


— С января по ноябрь прошлого года мы оказали платные медицинские услуги более чем 75 иностранцам из Украины, России, Казахстана, Туркменистана. Кроме того, у нас обслужились 207 человек с белорусским видом на жительство. Основные услуги, оказываемые иностранцам, — это УЗИ, консультации врачей высшей категории, организация ухода в послеродовом периоде за роженицей и новорожденным. По необходимости проводятся различные анализы: анализ крови на резус-фактор, анализ мочи, заборы крови из вены, анализы на гормоны разных видов. Делаем процедуру прерывания беременности. В прошлом году было проведено несколько оперативных вмешательств иностранным гражданам с применением высокотехнологичного оборудования. Например, леваторопластика по Хиршу, ампутация шейки матки, лапароскопия. 

В основном за помощью по гинекологии или в родовспоможении обращаются граждане Украины и России. Плановая медицинская помощь оказывается по тарифам, указанным в прейскуранте. Для примера: цена за одну услугу гинекологического УЗИ для гражданина Беларуси составляет 6 рублей 43 копейки, для иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории нашей страны (с видом на жительство), услуга будет стоить 7 рублей 83 копейки, а для иностранного гражданина услугу окажут по цене 25 рублей 89 копеек.

МНЕНИЕ

Михаил Недвецкий, директор компании-оператора медицинского туризма «Дентур Плюс»


— Беларусь является региональным лидером медицинского туризма, однако, по моему мнению, экспортный потенциал медицинских услуг раскрыт не в полном объеме. Чаще других в Беларусь едут лечиться из России, Украины и Казахстана. Еще пару лет назад россияне активно записывались на пластическую хирургию и диагностику организма, покупали туры выходного дня для лазерной коррекции зрения. Из-за падением курса российского рубля разница в стоимости услуг у нас и на родине стала незначительной, а поездки — нерентабельными. Вместе с тем растет число обращений, связанных с операциями по трансплантологии органов. В основном обращаются украинцы: пересадка роговицы глаза и почки. Вторые по обращениям — жители Казахстана: пересадка печени. С одной стороны, интерес связан с впечатляющими результатами белорусских медиков в этом направлении. Вторая причина кроется в проблемах: например, в Украине трансплантология от трупного донора запрещена законом, и 95 процентов больных лишены возможности проведения операционного вмешательства на родине. К слову, в Беларуси одно из наиболее либеральных законодательств в области трансплантологии. По нашему опыту могу сказать, что средний чек для иностранца составляет 3000—3500 долларов США, по отдельным видам услуг стоимость может достигать 60 тысяч долларов. 

hanna.petrachenka@ yandex.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter