«Здесь был Вася»

Я люблю утром в выходной день спускаться по извилистой улочке к берегу Немана и прогуливаться по новой набережной. В такое время тут почти нет людей. Машин — тем более...
Я люблю утром в выходной день спускаться по извилистой улочке к берегу Немана и прогуливаться по новой набережной. В такое время тут почти нет людей. Машин — тем более. Дышишь себе полной грудью и любуешься красотой! Привычную тишину нарушают лишь крики чаек над водой да звон стекла. Это дворник тащит за собой по ступенькам полный мешок пустых бутылок. «Погуляли, так хотя бы после себя убрали, — возмущается блюститель чистоты. — Мало того, что мусор оставили, так еще на скамейках понаписывали всякую ерунду...»

Иду дальше и поднимаюсь по многочисленным ступенькам «лестницы любви» — так называют в Гродно крутой спуск от Старого и Нового замков к Неману. Построили его семьдесят лет назад, а два года назад капитально отремонтировали. Тут можно спокойно посидеть под светом фонарей и помечтать. Вечером молодежь сюда приходит с удовольствием. Чаще всего — не с пустыми руками. То ли от полноты чувств, то ли от их недостатка, а скорее всего, под воздействием пива и других алкогольных напитков влюбленные парочки оставляют свои пламенные послания. Кто–то пишет шариковой ручкой, кто–то царапает по дереву чем–то острым. Видел даже сентиментальные слова, выведенные губной помадой. Есть послания и попроще типа «Здесь был Петя» и число, свидетельствующее о пребывании скромного героя наших будней. По названиям других городов можно судить о том, что и гости здесь тоже «отмечаются».

А недавно на лестницу нагрянули «писаки» с трудносмываемой краской. Любовной лирикой там не пахло, зато громких словечек о том, как надо... беречь город, хватало с лихвой. Вандалы, иначе их не назову, не пощадили даже бетонную плитку, многовековую стену мостика, соединяющего замки. Теперь надписи кое–как замазали, но неряшливое пятно осталось. Его видно и за сотню метров. Подозреваю, что коммунальники особо не старались все убрать до последнего следа: вандалы могут вновь совершить ночной (а может, и вечерний) набег, и делай тогда все заново.

Обновлять же стену скоро все равно придется, но уже по «милости» горе–строителей. Выкрашенная в белый цвет штукатурка не продержалась и двух лет, уже появились трещины. Может, теперь стоит обойтись без светлых тонов, не так будут видны пятна?

Но я отвлекся. Направляюсь дальше по историческому центру Гродно, на Советскую площадь. К сожалению, и там полно всевозможных «иероглифов», в том числе на скамейках. Вандалы с баллончиками в руках часто выплескивают свою ярость и в сверкающем мрамором подземном переходе, уродуя стены, потолок...

Потолок несколько недель назад заменили на новый. Говорят, что он, в отличие от прежнего, сделанного из сайдинга, более устойчив к «чужой» краске и долговечен. Хотелось бы... Любопытно, а что мешало еще год назад, когда на площади открылся подземный переход, установить в нем видеонаблюдение? Далеко не каждый «художник» осмелился бы под прицелом видеокамеры расписывать стены — картинка тут же бы ушла в райотдел милиции. Но сейчас видео в переходе обещают установить — это будет одна из десяти точек наблюдения в общественных местах города. Может, тогда решится еще одна проблема: он перестанет быть туалетом?

Такая же неприглядная картина и в двух других подземных переходах Гродно. Всегда их сравниваю со столичными на проспекте Независимости. Разница очевидна. В Минске в людных местах редко встретишь «художества» вандалов. Возможно, потому, что там переходы не пустуют: работают всевозможные киоски, продаются цветы и т. д.

Конечно, к каждой стенке и скамейке человека в погонах не приставишь, да и не нужно. Многое, если не все, зависит от каждого из нас. Сегодня порой родители не задумываются, почему их сын носит в кармане баллончик с краской, а завтра сожалеют, что надо платить огромный штраф за то, что им изуродован фасад чужого дома. Рублем за такие проделки надо, конечно, наказывать, но еще и учить не делать подобных «художественных» глупостей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter