Здесь будет зоосад!

Человек и его дело
Когда важным гостям Могилева предлагают экскурсию в зоосад, многие сначала отказываются. Мол, эка невидаль!.. А затем ахов–охов не остановить. Некоторые потом даже подарки присылают, как, например, премьер–министр Карелии, подаривший зоосаду бурого медвежонка Федю... Свидетельствую — стоит раз увидеть зоосад своими глазами, как вы уже сами будете удивляться: «Как, вы не были в зоосаде в Буйничах?»

Придуманный Георгием Малиновским зоосад уже называют визитной карточкой Могилевской области, а его самого нередко — волшебником, который фантазии умеет делать явью. Впрочем, какой волшебник? Его должность называется очень прозаично: директор государственного профессионального агролесотехнического колледжа имени К.Орловского. Больше 20 лет Малиновский руководит учебным заведением, которое готовит для страны техников–механиков и специалистов лесного хозяйства. Но настоящих профессионалов, по убеждению Малиновского, сегодня одними лекциями да учебниками не выучить. Поэтому и потребовалась колледжу своя научная база, где бы будущие егеря, лесоводы, лесники могли наблюдать за животными, кормить их, лечить и изучать повадки. Причем делать это не на практике раз в полгода–год, а изо дня в день! Идею будущей научной лаборатории Малиновский подсмотрел в Бельгии — там в учебных вольерах находились кролики, аист да лань. На удивление Малиновского, почему так мало вольеров, ответили просто: «А земля очень дорогая...»

Он вернулся домой и первым делом выпросил в облисполкоме денег на... забор. Или, точнее, на наружное заграждение. Сам, вместе с учениками и педагогами, и возводил его вокруг территории колледжа. Целых 8 километров получилось! Другой бы успокоился (появилась же своя научная лаборатория, и какая!), а Малиновский предложил губернатору Борису Васильевичу Батуре свой новый план. Почему не открыть рядом со знаменитым Буйничским полем экологический комплекс, куда бы любители природы ехали не только со всей области, республики, но и из дальних краев? Почему не построить настоящий зоосад — с просторными вольерами, туристскими тропами, контактными площадками для общения с животными? Причем рядом с дикими животными и птицами поселить и домашних — коз, овец, кроликов, лошадей?.. Его предложение услышали. И первую планерку облисполком провел прямо на территории будущего зоосада. А потом было время, когда губернатор Могилевской области приезжал на строительство каждую неделю...

Сегодня на 80–гектарной территории зоосада в естественных условиях живут зубры, пятнистые и благородные олени, косули, кабаны — зоосад успешно занимается природоохранной деятельностью. Заходи на смотровые площадки, на висячие мостики (любители экстрима, вперед!) — наслаждайся природой и видом свободных животных! Но и в закрытых вольерах лисам, медведям, енотовидным собакам, рысям, барсукам живется так, что чувства жалости к ним — неволя все ж таки! — не возникает. Животным просторно и комфортно! «Скажи моим Ваське или Грине: «Идите в лес!» — не пойдут!» — смеется Малиновский, скармливая с рук своим любимцам... свежий батон. А еще на территории зоосада проходят реабилитацию животные, попавшие в беду, — у каждого своя занимательная история... И скоро, наверное, дня будет мало, чтобы обойти всю открытую для посещения территорию зоосада.

А Малиновский все придумывает. Через год по зоосаду — закрытой его части — поедут вагончики небольшой железной дороги, вариант сафари. Создается экологический пруд, который с помощью компрессоров не замерзнет и зимой — там будут жить гуси, лебеди, утки. Собрана научная документация для аквариума — планируется, что там будут представлены все виды рыб, обитающие в нашей стране... А возле зоосада уже строится подземный переход, идет строительство дороги первой категории, по которой в зоосад из Могилева можно будет добраться на городском троллейбусе.

Сомневающихся в планах и идеях директора могилевского агролесотехнического колледжа нет. Потому как все, о чем он мечтал до сих пор, уже радует глаз гостей зоосада, которых только в прошлом году было больше двухсот тысяч.

Зоосад — лишь малая часть забот директора колледжа. Представьте себе их объем, если речь идет о быте и учебном процессе более тысячи студентов и более сотни преподавателей... И все–таки «зоосадная» часть Малиновского — самая любимая. Сам признается, что, если хоть на 15 минут в день не заедет в зоосад посмотреть на беспокойное хозяйство, может заболеть...

— Георгий Николаевич, есть у ваших мыслей–идей какая–то точка? Не устали от ваших, пусть и очень толковых, предложений большие начальники?

— Может, и устали. Начинаю о чем–то вслух рассуждать — заместитель губернатора, Александр Александрович Дубко, иногда даже сердится: «И когда «хотелки» Малиновского закончатся!» Правда, душой за край болеет, поэтому сердится, как мне кажется, по–доброму... А мечтать буду — сколько буду руководителем. И действовать. Никакой точки! И очень надеюсь, что и тот директор, который придет после меня, тоже будет неспокойным руководителем. Между прочим, я уже сегодня воспитываю себе замену, готовлю сразу нескольких своих коллег — очень важно, чтобы дело, которое стало в жизни по–настоящему своим, не развалилось с твоим уходом...

— А ученики — разделяют они ваш творческий настрой? Может, из–под вашей палки заботятся о животных, которые находятся в зоосаде?

— Вообще–то выбрать профессией лесное хозяйство и не любить при этом животных — такое мне представить трудно... Ребята — главные помощники. Знаете, сколько кукурузы, свеклы, картофеля надо заготовить, сколько сена, веток припасти... Посмотрите на туристские тропы, которые никакой дождь не размоет, — это мы с ребятами специальный «рецепт» придумали и обошлись без строителей. Повсюду — скворечники и кормушки для птиц, которые мастерили ученики. А гляньте, какая беседка — загляденье! Опять же конкурс среди ребят провели, выбрали лучшую, поставили. Губернатор приехал, остановился: «Кто делал?» Отвечаю: «Ученики». «Хорошо», — говорит. Я его сразу за рукав: «Повторите, Борис Васильевич!» От него похвалу услышать — большая редкость...

Смею надеяться, что ребята трудятся с радостью. Кстати, самых лучших стараемся оставить в колледже преподавателями, но с условием — чтобы и сами продолжали учиться...

— Правду ли говорят, что на территории вашего колледжа уже много лет курить запрещается и автор этого правила — вы?

— Если быть точным — правилу 19 лет. Если ученик закурил — ему грозит исключение... Все началось с того, когда увидел: юноша пускал дым в глаза пожилому преподавателю. И делал это очень нагло... На тут же собранной линейке я объявил: «Больше в колледже никто не курит». Не обращая внимания на «ха–ха», создал свой «ОМОН». Каждого замеченного курящим ученика отправляли на стадион — и беги круги на время. Не выполняешь норматив — исключаешься! Человек двести, кажется, тогда исключили... Потягали меня по всяким инстанциям, но обошлось... А на территории зоосада, мне кажется, не только нашим ученикам, но и гостям курить не хочется. Вокруг ведь такая красота! Зачем ее портить дымом?

— Неужели сами никогда не курили, Георгий Николаевич?

— Слово «нормально» — точно не мое. Все в жизни на полную катушку — курить, работать, любить... Шесть пачек в день — иногда и этой «нормы» мне было мало. Но если я потребовал от учеников отказаться от курения — как мог при этом курить сам? Помню, по ночам зубами скрипел — так хотелось закурить, но выдержал!

— Вы пришли руководить ныне процветающим колледжем во времена, когда он почти что умирал. Не то что конкурса не было, простого набора! Поделитесь своей формулой успеха.

— Формула для всякого учебного заведения самая простая — твои воспитанники должны быть нужны обществу. Нам пришлось «придумать» 14 новых для себя, но востребованных профессий, чтобы сохранить и учебное заведение, и педагогический коллектив. Готовили и слесарей, и водителей, и электромонтеров... А потом на рынке труда оказался переизбыток и этих специальностей. Посмотрели вокруг, посчитали — и вот готовим специалистов лесного хозяйства, техников–механиков. Появилась в колледже и третья популярная специальность — коммерческая деятельность. Там занимаются девчонки — ребятам веселее.

— Свое дело в жизни вы, Георгий Николаевич, безусловно, нашли. А вашим сыновьям повезло найти свое занятие?

— Старший сын, Артур, окончил машиностроительный институт, получил диплом инженера, но пошел сначала работать... слесарем: «Пока не переберу по винтику штук 20 машин — какой я инженер?» Сам себе машину собрал — и не одну. Сегодня у него своя маленькая мастерская... Младший, Егор, работает, но, как мне кажется, еще в поиске своего...

— Почему, Георгий Николаевич, вы живете в деревне, а не вместе с коллегами в доме, который колледж построил для своих преподавателей? И участок в своем дачном поселке взять отказались?

— Не подумайте, что я такой уж правильный и святой, — просто мне так легче работать и спрашивать с людей... А еще я люблю деревню. После суматошного дня так здорово туда возвращаться. И думается, и мечтается, и читается там по–особому.

— Вы сказали «читается»... А какую книгу, если не секрет, сейчас читаете?

— Только не смейтесь — перечитываю книги, которыми увлекался в детстве... В небольшой сельской библиотеке, куда меня привела любимая бабушка, я прочел, наверное, все книги. Особенно любил Майн Рида, Фенимора Купера, Жюль Верна. Помню, «Пятнадцатилетнего капитана» в библиотеке не было, так я собрал яйца, сдал в магазин и купил. Никогда не забуду, как тайком забрался на чердак, проделал в соломенной крыше дырочку для света и читал... Теперь прятаться ни от кого не надо — только найди свободную минуту. Так что перечитываю Жюль Верна. Может, еще какую подсказку для нашего зоосада найду...

Фото Николая ХРОЛОВИЧА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter