Эксперимент: продадут ли ребенку пиротехнику?

Зажечь и не обжечься

Есть у нас одна новогодняя традиция: вместе с елкой, оливье и мандаринами заготавливать «боеприпасы». Спрос, как известно, рождает предложение. Вот и в Минске в преддверии праздников стали появляться лотки с «серой» пиротехникой. Корреспондент «Р» устроила эксперимент, чтобы выяснить, продадут ли там школьнику петарды?


Пиротехнику в помятых упаковках лучше не брать — при использовании она может повести себя непредсказуемо.

— С начала сезона проверили десятерых продавцов пиротехники, у троих нашли нарушения. В основном это нарушения условий продажи, — вводит меня в курс дела Дмитрий Кротов, замначальника отдела охраны правопорядка и профилактики Центрального РУВД г. Минска.

Вместе с инспекторами заходим в гипермаркет, расположенный на территории района.

— Бенгальские огни в свободном доступе. Любой покупатель может их взять и поджечь прямо в магазине, — сразу замечает нарушение Дмитрий Кротов. — Бенгальские огни тоже относятся к пиротехническим изделиям и не должны находиться в свободном для покупателя доступе.

Выписываем штраф собственнику торговой точки, а 8 тысяч бенгальских огней изымаем. Да, мера строгая, но пиротехника — товар опасный, потому и требования к продавцам предъявляют жесткие. Одно из них — общий вес пиротехнических изделий в торговой точке не должен превышать 50 килограммов. Владелец следующего проверенного магазина на улице Куйбышева про это правило ни сном ни духом. На прошлой неделе у него нашли 200 килограммов взрывного товара. Предупредили. Сегодня — товара в два раза меньше. Но это все равно больше разрешенного. На этот раз штрафуем, а товар конфискуем. Ассортимент впечатляет: салюты, фейерверки, петарды, ракетницы — всего более 100 наименований.

Пока Дмитрий Кротов заполняет кипу протоколов, я разглядываю ассортимент. Вид отдельных товаров доверия, мягко говоря, не вызывает: упаковки мокрые и помятые. Благо все это не рвануло в один момент!

— Срок годности напрямую зависит от условий хранения. Видите, некоторые коробки без целлофановой обертки. Если их хранили во влажном помещении, то порох намок, и они уже неисправные, — Дмитрий Кротов рассматривает конфискат.

Класс опасности на упаковках не указан, маркировок и инструкций на русском языке нет. А вот сертификаты есть! Откуда у продавца документы на откровенно «серый» товар, предстоит выяснить следователям.

В ходе проверки вдруг всплывает, что на днях этого же продавца МЧС уже оштрафовало на 420 рублей. В магазине не работала пожарная сигнализация и не было ни одного огнетушителя, хотя они обязательные атрибуты точки, реализующей пиротехнику.

Следующий в списке — рынок «Ждановичи». Сегодня нелегальных продавцов будто корова языком слизала. Хотя еще пару лет назад по пути к торговым рядам кто-то нет-нет да и предложил бы «салюты, фейерверки, недорого!», теперь — тишина.

— Цены у торгующих с рук не отличаются от цен у легальных продавцов. Работа в тени попросту перестала быть доходной. Да и штрафы кусаются. За незаконную продажу петард и салютов грозит до 50 базовых, ИП — 10—200 базовых, юрлицам — до 500 базовых, — Дмитрий Кротов объясняет положение дел.

Тем не менее, несмотря на тотальную законопослушность торговцев, одного нарушителя мы все же нашли. На его лотке новогодняя мишура, шары, гирлянды и… пиротехника. Ну какой Новый год без нее? Лицензии на продажу пиротехники у продавца, разумеется, не оказалось. Как не оказалось и никаких документов на товар. Еще 6 тысяч пиротехнических изделий конфискуем.

Помимо подпольных на «Жда­новичах» есть и абсолютно легальные точки, торгующие разнообразными фейерверками и петардами. Я насчитала по меньшей мере четыре таковых. Заходим на одну из них. Продавец спокоен и уверен, все требования знает назубок, из чего делаю вывод, что к проверкам он привык. Заверяет, что если соблюдать все правила, то его продукция абсолютно безопасна.

— Тех нелегалов знаете? — киваю в сторону улицы.

— А то! Где они закупают пиротехнику — неизвестно. Хранят где придется, обычно в гараже или в багажнике. Сертификатов нет. Налоги не платят, поэтому цены у них немного ниже, чем у нас. Но и гарантировать ничего, как вы понимаете, они не могут.

Что касается возрастного ценза, то, помимо ограничений мест продажи, ограничен и возраст покупателя — ему должно исполниться 15 лет. Решаю проверить, все ли продавцы принципиальны в этом вопросе. Провести эксперимент мне помогает 13-летний школьник Андрей. Заходит в павильон с названием «Базука» и просит две пачки «КОРСАР 2» (это разновидность петард. — Прим. автора). Продавец смерила школьника строгим взглядом и отрицательно качнула головой.

Андрей заходит в следующий киоск. Отойдя в сторону, ждет, пока остальные покупатели выйдут: может, без свидетелей продавец согласится продать?

— Паспорт есть? — слышу, доносится из киоска.

Через стекло наблюдаю, как школьник пожимает плечами. 

Сделка купли-продажи не состоялась — Андрей уходит с рынка с пустыми, зато целыми руками.

«Огоньком» из-под полы чаще всего торгуют в соцсетях. Ввожу «Пиротехника в Минске» и нахожу сразу несколько таких групп. Судя по переписке продавцов с покупателями, безопасность не волнует ни тех, ни других. Лишь напротив некоторых позиций есть пометка «На сертификате», происхождение всего остального товара остается загадкой.

Кому интересно, как бабахнет тот или иной товар, продавцы с радостью сбросят видео. «Жуки», «Шухер», «Атас» — все тут. Но больше всего покупателям пришлись по вкусу «бабочки». Это петарды с непредсказуемой траекторией полета. Принцип предельно прост: поджигаешь и убегаешь, чтобы такая «бабочка» не догнала тебя и не оставила без глаза. 

gorbatenko_inna@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter