Займемся любовью?

Завтра закрывается IX Минский международный кинофестиваль "Лiстапад".
Завтра закрывается IX Минский международный кинофестиваль "Лiстапад". До настоящего времени явным претендентом на главную награду - приз зрительских симпатий остается картина Александра Рогожкина "Кукушка". Однако сегодня ситуация может измениться. Этот четверг на "Лiстападзе" пройдет под девизом: "Сын или отец?". Дело в том, что на финал конкурсной программы назначены сразу две громкие премьеры. Каннский призер этого года "Дом дураков" Андрея Кончаловского и боевик его сына Егора "Антикиллер". Любопытно, какое произведение больше тронет минского зрителя? Ведь отдавая свой голос тому или иному фильму, зритель голосует искренне, можно сказать, сердцем. Получит ли семья Кончаловских больше баллов, чем нынешний лидер симпатий, мы узнаем завтра.

Так случилось, что нынешний фестиваль проходит под знаком смены поколений. На "Лiстападзе" представлены три картины режиссеров с известными фамилиями с приставкой "младший". Пока любопытство к творчеству Филиппа Янковского, Дениса Евстигнеева и Егора Кончаловского вызвано лишь их громкой родословной.

Во вторник показали полотно Евстигнеева-младшего. Телевизионное агентство новостей преподнесло это событие как сенсационную премьеру фильма со скандальным названием. Хотя можно вспомнить, что еще в 1960 году на экраны США вышел фильм "Займемся любовью" режиссера Джорджа Кьюкора с Мэрилин Монро в главной роли. И там, представьте себе, никто не умер... У Дениса Евстигнеева одна из героинь все же умирает. Но об этом позже.

Режиссер кинофильма "Займемся любовью" исследует тему вступления молодежи в сексуальную жизнь. Вопрос, конечно, интересный. И для тех, кто уже не помнит, как это было, и для тех, кто только готовится к "большому сексу". Зрелый автор картины продемонстрировал свои представления о том, как это происходит нынче у молодежи. И, конечно же, подвел зрителя к правильной мысли, что в юности не стоит оглядываться на браваду ровесников и торопиться "с этим делом". Надо ждать большого чувства, и оно придет. Однако воссозданная на экране реальность вызвала сомнения как у зрителей, так и у актеров, занятых в фильме. В Минске картину представлял молодой актер Андрей Новиков, исполнитель одной из ролей. Он откровенно поделился с журналистами тем, что его отчислили из института за непосещаемость, связанную со съемками в фильме. И тем, что во время работы над картиной сценарий вызывал у него некоторое недоверие. "С Денисом было легко работать, - рассказывает Андрей, - он не давил на меня, а наоборот советовался. Если мне казалось, что в реальной жизни что-то происходит иначе, чем предложено сценарием, Евстигнеев просил меня сыграть эпизод так, как я его вижу". Из беседы с Андреем Новиковым стало понятно, что их съемочная группа обижается на сравнение своего детища с фильмом "Американский пирог". И все же параллели неизбежны - тема остается той же. Разница лишь в особенностях национальных реалий. Российский режиссер, как мне кажется, утрирует приметы времени, выводит анекдот на экран. Вот примерный диалог двух юных современниц из фильма

: - А он ей говорит: "Ты че, на "мерседесах" не любишь ездить?"

- А она че?

- Показала ему зад.

- Из троллейбуса? А он че?

- Купил ей троллейбус.

С таким кокетством режиссеров перед определенной зрительской аудиторией можно смириться, мол, время такое... Но меня лично смущает одна общая тенденция большинства свежих фильмов: это отношение нового поколения кинематографистов к смерти. Скажем, с Балабановым все ясно - такой режиссер. Русский Тарантино. Но ведь и остальные художники не могут снять фильма, чтобы никого "не убить". "В движении" у Филиппа Янковского убивают героиню Лены Перовой. И следующий эпизод легко переступает эту смерть. На мой взгляд, совсем неоправданно погибает героиня Евы Коломиец в картине "Займемся любовью". Назло бывшему парню девушка выходит замуж за богатого мордоворота. Юный возлюбленный похищает невесту прямо со свадьбы. Обманутый муж не прощает смертельной обиды. Героиня традиционно оказывается накрытой белой простыней. И дальше фильм идет своим чередом. Герои живут, улыбаются, влюбляются. Умерла, как говорится, так умерла. Никакой особой смысловой или эмоциональной нагрузки смерть здесь не несет. Во времена моего студенчества нам настойчиво прививали убеждение, что неоправданная смерть - признак слабой женской драматургии, не умеющей довести сюжет до финала, без потерь. Странно, что такой подход культивируют теперь зрелые мужчины-режиссеры.

На снимке: в кулуарах фестиваля.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter