Заявитель — не проситель!

Интервью с зампредседателя Верховного Суда Валерием Вышкевичем

Применение судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, ущемляющих их права, станет основной темой заседания пленума Верховного Суда, которое состоится сегодня. Подробнее о нюансах применения указанного законодательства рассказывает заместитель председателя Верховного Суда Беларуси Валерий ВЫШКЕВИЧ.

— Валерий Николаевич, чем вызвана необходимость принятия данного постановления пленума? Насколько актуальна проблема защиты прав граждан при рассмотрении жалоб на действия компетентных органов, в том числе органов публичной власти?

— Своевременное и эффективное восстановление прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием) государственных органов, иных организаций и должностных лиц – одна из важнейших целей в обеспечении судебной защиты.

Статьей 40 Конституции Республики Беларусь гарантируется право граждан на личные или коллективные обращения в государственные органы. Также установлена обязанность государственных органов и должностных лиц своевременно и качественно разрешать такие обращения граждан.

Для повышения эффективности взаимодействия органов власти и гражданина, совершенствования механизма реализации прав и законных интересов граждан вступили в действие новые нормативные правовые акты, во исполнение которых правительством были приняты постановления о порядке регистрации, ведения и хранения книг замечаний и предложений, а также о рассмотрении обращений граждан на основе заявительного принципа «одно окно».

В 2008 году принят Закон «Об основах административных процедур» (вступил в силу в мае с.г.), которым урегулированы отношения, возникающие при осуществлении определенных управленческих действий государственными органами и другими государственными организациями по заявлениям граждан.

Проблема эффективности государственной власти и ответственности ее перед гражданами очень актуальна. Ежегодно в судах нашей страны рассматривается более тысячи дел по жалобам граждан на действия компетентных органов и должностных лиц, ущемляющих их права, и это количество ежегодно увеличивается.

Все это послужило поводом для вынесения данного вопроса на пленум Верховного Суда Беларуси и подготовки соответствующих разъяснений судам при рассмотрении данной категории дел.

— На что, как правило, жалуются граждане, и действия каких органов обжалуются чаще всего?

— Как правило, на действие (бездействие) исполнительных и распорядительных органов. Претензии возникают чаще всего тогда, когда эти органы не в полной мере выполняют свою функцию по разрешению той или иной ситуации. Иногда они вызваны равнодушием по отношению к гражданам, формализмом в работе. Не изжит еще и стереотип сознания некоторых государственных служащих, когда заявителя, гражданина они рассматривают как просителя, а не как лицо, в интересах которого должны работать эти органы. Вызывают нарекания и некомпетентность, непрофессионализм отдельных сотрудников.

Если говорить о конкретно обжалуемых действиях, то много жалоб поступает в связи с регистрацией или отказом в регистрации земельных участков или иного недвижимого имущества. Поступают жалобы по вопросам постановки или снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, на регистрацию или отказ в регистрации по месту постоянного проживания. Часто граждане недовольны действиями органов социального обеспечения и защиты населения по начислению им пенсий или пособий.

— Каков процент удовлетворения подобных жалоб в суде?

— Удовлетворяется около 40 процентов жалоб. Кроме того, около 10 процентов разбирательств заканчиваются на досудебной стадии, в том числе когда компетентный орган признает свою неправоту и готов положительно решить вопрос гражданина, без судебного решения.

— В каком случае решения государственных органов могут быть обжалованы в суде?

— В судебном порядке граждане могут обжаловать акт ненормативного характера, нарушающий их права, а также охраняемые законом интересы. В частности, когда гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему законом. Когда на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Что касается порядка осуществления государственными органами определенных управленческих действий на основании заявлений гражданина, то в суд могут быть обжалованы: административные решения об отказе в принятии заявления заинтересованного лица, об осуществлении административной процедуры, об отказе в ней. К административной процедуре, в частности, приравниваются справки или другие документы, выдаваемые гражданам в различных сферах жизнедеятельности населения.

— Что может явиться основанием для подачи жалобы в суд и каков порядок действий гражданина при этом?

— Основанием для подачи жалобы прежде всего является несогласие гражданина с решением того или иного органа, должностного лица.

В ней должно быть указано: какие действия (бездействие) обжалуются, юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий, какие конкретно права нарушены или какие обязанности неправомерно возложены на гражданина, подавалась ли аналогичная жалоба вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, каков результат ее рассмотрения. Жалоба должна быть оплачена государственной пошлиной в размере 1 базовой величины. Квитанция об ее уплате прилагается к жалобе. Все эти документы следует подать в суд по месту нахождения органа, действия которого обжалуются, если иное не предусмотрено законодательством. В случае обжалования нескольких взаимосвязанных решений различных органов заявитель вправе самостоятельно определить подсудность жалобы и обратиться в суд по месту нахождения одного из органов.

— Когда суд может отказать гражданину в возбуждении дела по жалобе?

— Это может произойти, если требование не подведомственно суду. Или когда гражданином не соблюден предварительный внесудебный порядок обжалования. По общему правилу, если законом не установлено иное, гражданин обязан для решения своего вопроса обратиться в вышестоящий компетентный орган. Например, вышестоящие органы, к компетенции которых относится рассмотрение во внесудебном порядке жалоб на принятые уполномоченным органом административные решения, определены в Перечне государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержденном Указом Президента от 15 октября 2007 года № 498. И если жалоба гражданина не нашла удовлетворения, он может обратиться в суд. При несоблюдении этого порядка судья своим определением отказывает в возбуждении дела по жалобе и указывает, в какой орган гражданин должен обратиться для разрешения своего вопроса. Это не лишает возможности гражданина после соблюдения внесудебного порядка вновь обратиться в суд.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter