Журналисты «Р» решили проанализировать экономическую картину уходящего года и собрать в единой мозаике основные события

Завтра начинается вчера

Белорусская экономика прожила год не самый простой. Да что там непростой — с макроэкономической точки зрения, наверное, он был худшим за последние полтора десятилетия. Падение цен на нефть, которое напрямую отразилось и на нас, экономические проблемы соседки-России, девальвации в соседних государствах — поводов для оптимизма у нас в последнее время было не так уж и много. Но из сложившейся ситуации страна пока выходит с высоко поднятой головой. Итоги 2015-го говорят о том, что, несмотря на огромное количество неблагоприятных факторов, нам удалось не только не низвергнуться в пучину кризиса, но даже улучшить многие показатели. Журналисты «Р» решили проанализировать экономическую картину уходящего года и собрать в единой мозаике основные события. Тем более что многие из них обещают иметь продолжение в будущем.




Стабилизация года

Путь самурая


Вспомните самое начало года — новогодний стол с его кулинарными изысками нас явно не радовал. В России развернулся полномасштабный финансово-экономический кризис: цены на нефть резко пошли вниз и российская экономика, полностью зависящая от цен на энергоресурсы, не могла этого не заметить. Но, прямо скажем, лихорадило соседа, насморк мы подхватили именно от него. 

В декабре прошлого года курс российского рубля к доллару рухнул до минимума, которого экономика РФ не помнила с 2008 года. И российский «черный» вторник вылился для нас в «черную» пятницу — курс валют начал расти, появились очереди в магазинах бытовой техники и электроники. В итоге Правительство вынуждено было ввести 30-процентный сбор с продажи валюты населению и предприятиям. Но как только волна негативных ожиданий спала, сбор был отменен и курс снова стал единым. Произошло это, кстати, уже 8 января, хотя к этой дате рубль по естественным причинам ослабел на 7,5%. Стоит заметить, что уровень девальвации российского рубля к этому времени был куда более значительным — около 60%.

Ожидания года

Доллар в свободном плавании


И в нынешнем году, и в прошлом много говорилось о том, что нам тоже надо ослаблять свою валюту, проведя разовую девальвацию. Ведь обвал национальной валюты случился не только в России, но и в других странах — в Казахстане, Туркменистане, Украине и многих других государствах, с которыми мы ведем активную внешнюю торговлю. Тем не менее белорусский рубль явно не спешил следовать за своими коллегами. Но в январе Нацбанком были проведены макроэкономические корректировки в формировании курса белорусского рубля к корзине валют. Регулятор решил сглаживать колебания, минимально задействуя при этом золотовалютные резервы. И такие меры действительно поспособствовали сохранению нашего золотого запаса.

А к июню Нацбанк и вовсе отважился на реформу, за которую сейчас нас очень хвалят международные финансовые институты, такие как Всемирный банк и Международный валютный фонд. Был осуществлен переход на формирование валютного курса методом непрерывного двойного аукциона — форму проведения биржевых торгов, основанную на непрерывном конкурировании заявок на покупку и продажу и их удовлетворении в момент появления встречных заявок с пересекающимися ценовыми условиями. То есть на курсообразование в стране регулятор сегодня никак не влияет — каким быть курсу национальной валюты, решает рынок.

Кстати, наш уровень девальвации оказался заметно ниже соседских. Следует отдать должное Правительству: при росте курса доллара официальная инфляция у нас на конец года составит, как ожидается, 11—12%. 

Прецедент года

Банк, который лопнул


Для представителей банковского сектора нынешний год запомнится многим. Однако главным событием, наверное, станет такое: Нацбанк сменил милость на гнев и начал активно отзывать лицензии у банков, которые не выполняют нормативные требования. Только за весну нынешнего года регулятор отозвал лицензии у трех банков — Дельта Банка, БИТ-Банка и ИнтерПэйБанка. Чуть позже к их числу присоединился и Евробанк. Главный банк страны вывел их из игры, поскольку посчитал нестабильными. Причем если большинство из этих финучреждений были не ахти какими игроками на розничном рынке депозитов, то вкладчикам Дельта Банка, который любил привлечь сбережения населения большими посулами и высокими ставками, пришлось поволноваться: после начала процедуры банкротства он остался должен 14 тысячам физлиц и 400 компаниям. 

Впрочем, введенная в банке временная администрация быстро взяла дело в свои руки. И уже к середине июля всем клиентам Дельта Банка, которые обратились за возвратом вкладов, Агентство по гарантированному возвращению банковских вкладов деньги вернуло. Ведь государство гарантирует населению 100-процентное возмещение денег, которые лежат на счетах, в том числе вкладов. Все обязательства перед физлицами были погашены — им выплатили примерно 1,7 трлн рублей, причем в сжатые сроки 

Прорыв года

Отзывные и безотзывные 


В конце ноября президентский Декрет № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)» ввел принципиальное новшество — вклады стали делиться на безотзывные и отзывные. В первом случае речь идет о вкладах, размещенных на срок не менее года в рублях и не менее двух лет в долларах и евро. По ним никаких налогов платить не придется. А вот по «коротким» вкладам (размещенным на срок до года и до двух лет) налог в 13 процентов заплатить уже надо. 

Поначалу вкладчики, не разобравшись в нововведениях, как водится, побежали в банки забирать свои деньги, но потом успокоились. Впрочем, обрадовать их теперь банки уже не могут — если до выхода Декрета № 7 доходность по некоторым продуктам достигала 30% годовых, то теперь она снизилась в среднем на 4—5 процентных пунктов, но это касается отзывных депозитов. А вот процентная ставка по депозитам, которые из «простых» превратились в безотзывные, уменьшилась всего на 1—2 процентных пункта. Все происходит так, как и пообещал Нацбанк…

Реформа года

Отбросить нолики


С наших купюр исчезнут «лишние» нолики, и в карманах белорусов впервые со времен Советского Союза будут звенеть разменные монеты. Решение о проведении деноминации официальной денежной единицы с 1 июля 2016 года было закреплено Указом Президента от 4 ноября 2015 года № 450. Заменят находящиеся в обращении банкноты образца 2000 года на банкноты и монеты образца 2009 года в соотношении 10 000 белорусских рублей в денежных знаках образца 2000 года к одному белорусскому рублю в денежных знаках образца 2009 года. В Правительстве и Нацбанке уже не раз заявляли, что процесс деноминации носит технический характер и на покупательную способность белорусского рубля, курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам, а также на фактически сложившийся уровень инфляции не повлияет. При проведении деноминации будут пересчитаны зарплаты, пенсии, стипендии, остатки денежных средств на банковских счетах, балансы предприятий и учреждений и т.д. 

У нас появятся 8 новых видов купюр и 7 видов монет. Самой крупной банкнотой станет пятисотрублевка — это сегодняшние пять миллионов рублей. После того обилия наличных, которые ходят сегодня по рукам, сокращение денежной массы будет очень заметным.

МНЕНИЕ

Антон БОЛТОЧКО, эксперт Либерального клуба:

— Главный итог года — промежуточный результат работы Нацбанка по макроэкономической стабилизации. Все то, что сделал регулятор в 2015-м, — это намного больше, чем было сделано, наверное, за последние 7—10 лет. Банк просто привнес больше экономики и здравого смысла в денежно-кредитную и монетарную политику. Пусть с определенными изъянами, он сделал свободным рыночное курсообразование, обеспечил таргетирование денежных показателей, реально не допустил ухудшения ситуации.

Пессимизма также хватало. На мой взгляд, нам, пожалуй, не хватило реформистских настроений внутри Правительства. Оно так и не решилось пойти на определенные структурные изменения, которые также можно было бы эффективно оценить с точки зрения перспектив развития страны. Не произошло у нас изменений в структуре экономики: госсектор как был, так и продолжает оставаться в тяжелом состоянии, а частный пока не имеет четкой перспективы своего развития. К сожалению, многие изменения, которые должны произойти в 2016 году, деловым сообществом пока воспринимаются, скорее, в негативном ключе. 

Я вижу, что в следующем году будем жить в малых темпах роста экономики — прибавлять в темпах не будем, впрочем, как и падать. Когда в экономике мало что меняется, это заставляет пристальнее следить за теми факторами, которые влияют на нашу страну: и цены на нефть, и договоренности с Россией, и развитие российской экономики. Для того, чтобы развиваться и богатеть, нам нужно расти темпами выше средних по развивающимся экономикам, то есть примерно на 5% в год.

КОММЕНТАРИЙ 

Михаил КОВАЛЕВ, декан экономического факультета БГУ:

— Полагаю, что главный экономический результат нынешнего года очевиден — это то, что мы наконец-то смогли удержать инфляцию в рамках прогноза. Она в этом году в Беларуси оказалась не только ниже, чем в предыдущие годы, но и даже меньше на 1%, чем в России. При вынужденной достаточно значительной девальвации национальной валюты из-за российских событий это все-таки очень большое достижение Национального банка. Я думаю, что благодаря этому регулятор сможет наконец сформировать положительное отношение населения к любым своим решениям. Если уж Нацбанк что-то пообещает, все будут знать, что это непременно исполнится. А это, в свою очередь, приведет к тому, что мы наконец-то поверим в свою национальную валюту, будем хранить свои сбережения в белорусских рублях. 

Так что невысокий уровень инфляции — это достижение, но есть при этом и определенная проблема. Потому что в России ставка рефинансирования сегодня составляет 11%, а у нас — 25%. То есть деньги у соседей стоят минимум в два раза меньше, чем у нас. С этим связано мое главное пожелание и главная надежда на следующий год — инфляцию мы должны удержать на низком уровне, но не такой высокой ценой. Деньги должны быть дешевле, иначе экономике придется туго.

Есть и другие моменты. В стране еще несколько лет назад была принята президентская Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности». В текущем году это дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Мы в мировом рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business) заняли очень приличное место — 44-е из 189 стран мира. По крайней мере, в том, чтобы зарегистрировать предприятие, зарегистрировать собственность, мы добились очень серьезных успехов. Остались мелочи — по-прежнему трудно подключиться к хорошим электросетям, есть проблемы с банковскими кредитами. Но все это дело поправимое. 

Хочу заметить, что за всю последнюю пятилетку число малых предприятий у нас в стране выросло более чем на 30%. В экспорте-импорте им принадлежит практически треть и в инвестициях — тоже почти 30%. Получается, что этот малый частный бизнес, как и в Китае, начинает давать импульс нашей экономике. Хотелось бы, чтобы в 2016 году мы оказались, как того требует Президент, на 30-м месте в мире. А пойдет в гору бизнес — пойдет расти и наша экономика.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter