Завод подает на развод

Предприятия собираются выселить из своих общежитий «лишних» жильцов

Предприятия намерены выселять из своих общежитий «лишних» жильцов

Сотни заводских общежитий по всей стране давно стали головной болью для собственных предприятий. Для многих из них общежития равнозначны ежегодным многомиллионным убыткам. Одно дело, если бы деньги тратились на своих же заводчан, но ведь львиную долю мест занимают уже никак не связанные с предприятием бывшие работники и их семьи. Сами уходить они не хотят, выселить не позволяет Положение об общежитиях. Возникает много вопросов: как в такой ситуации помочь всем нуждающимся нынешним сотрудникам, как привлекать молодых специалистов, если нет свободного жилья, и кто, в конце концов, будет оплачивать издержки?

Трудности переселения

— Представьте: живут молодые семьи с детьми, благополучные люди и тут же рядом с ними в одном общежитии — алкоголики, бывшие уголовники, люди с психическими заболеваниями. Выселить их нельзя, потому что они бывшие работники завода, которые проработали на нашем предприятии больше десяти лет, — такая норма прописана в Положении об общежитиях. Мы вроде бы соблюдаем букву закона, а посмотрите, какая картина вырисовывается. И как с этим бороться — неизвестно, — рассказывает Владимир Новицкий, заместитель генерального директора Минского подшипникового завода.

На балансе у МПЗ шесть общежитий: два — блочного типа, четыре — коридорного. Проживает в них 1700 человек, и это при том, что общая численность рабочих завода, включая социальную сферу, — 3173 человека. Более трети жильцов этих общежитий к МПЗ отношение имеют лишь косвенное — это пенсионеры завода или просто бывшие сотрудники и их семьи. Работу сменили, а вот место жительства менять не захотели. Более того, многие из них вообще не стоят на очереди нуждающихся
и даже не планируют строить свое жилье. А зачем? Стоимость койкоместа в месяц без отопления — 15 тысяч рублей, комната обходится всего в два раза дороже. А между тем на предприятии очередь из работников на комнаты в общежитии — 100 человек, на блоки — 84 семьи.

Отдельная тема — дисциплина незаводчан. Например, недавно из тюрьмы по месту регистрации в комнату к матери, бывшей работницы завода, вернулся 20-летний паренек. Образ жизни ведет такой, что соседи в прямом смысле слова в ужасе. Всего же людей с уголовным прошлым в общежитиях МПЗ еще десять человек, и с таким соседством приходится мириться всем остальным. А куда деваться? Средняя стоимость съема однокомнатной квартиры в Минске — около 220 долларов в месяц…

Норма проживания на одного человека в общежитии — 6 квадратных метров. Но кто захочет делить комнату с женщиной, которая вот уже восемь лет совершенно не выходит из своего убежища? Еще один клиент сложно сказать какой больницы — семидесятилетний алкоголик. Соседей он изводит тем, что использует вместо санузла все, что под руку попадется… И таких персонажей в шести общежитиях достаточно.

— Сейчас в работе находится около 50 наших исков на выселение, в прошлом году их было 30. Но выигрываем только дела, касающиеся молодых специалистов: два года отработали, с предприятия уволились, а из общежития не ушли. А с бывшими работниками, проработавшими у нас более десяти лет, все сложно. Если они должники, суд выносит решение о взыскании задолженности, но в выселении отказывает. Их ведь нужно куда-то переселять, а куда? В итоге за девять месяцев этого года сумма убытков по нашим общежитиям — 551 миллион рублей, за год в среднем набегает 700—800 миллионов, — описывает ситуацию Людмила Дзержинская, начальник ЖЭУ ОАО «МПЗ». — А ведь, если вдуматься, за годы работы на предприятии эти люди совершенно не заботились о собственной квартире и не думали о том, что общежитие — это временное жилье. Почему мы должны их содержать?

— Нашему заводу для своих нуждающихся хватило бы и двух общежитий. Мы предлагали городу отдать несколько своих общежитий и заселить туда всех неблагополучных граждан, а остальным жильцам дать возможность жить спокойно. Такой дом есть, например, в микрорайоне Дражня, — рассказывает Владимир Новицкий.

Но подарок в виде такого подозрительного контингента город принимать не спешит.

Свет в конце тоннеля

— Вопрос с общежитиями регулирует Положение об общежитиях, и сейчас действительно есть норма, по которой человек, 10 лет проработавший на предприятии, не подлежит выселению. В проекте нового Жилищного кодекса мы прописали: если работник уволен за пьянство или другие нарушения, то его все-таки выселят. Но во время рабочей поездки по Гомельской области к нам обратились работники Белорусского металлургического завода, одно из их предложений — еще больше ужесточить эту норму: если работник увольняется, он обязательно уходит из общежития, — комментирует ситуацию Наталья Качан, начальник управления юридической работы и кадров Минжилкомхоза. — Еще одно из их предложений касается одиноких граждан с несовершеннолетними детьми. Сегодня в Положении об общежитиях говорится о том, что их выселять нельзя. Этой нормы в действующем кодексе нет, но в проекте она есть. БМЗ нам предлагает ее исключить и из проекта, и из положения, потому что граждане ею злоупотребляют: фиктивно разводятся и закрепляют за собой комнату в общежитии.

Отправляюсь в Жлобин. На балансе РУП «БМЗ» — семь общежитий: одно — для одиноких граждан, остальные — для семей. Очередь нуждающихся в них работников завода — 40 семей.

— У нас в городе идет интенсивное строительство жилья, сейчас получают квартиры те, кто стал на очередь нуждающихся в 2007 году. В связи с этим мы проанализировали списки проживающих в наших общежитиях, и оказалось, что около 15 процентов семей заселены до 2003 года — это и работники, и неработники завода. Очередь подходит — они пишут отказы, — рассказывает Ирина Секретарева, начальник жилищного отдела РУП «БМЗ». — Поэтому нам приходится беседовать с людьми, объяснять им, что общежитие — это временное жилье и нужно позаботиться о постоянном. Эта работа приносит результаты. Например, цифры по тем, кто не имеет отношения к заводу: в 2008 году в наших общежитиях проживало 230 таких семей, а сейчас — 60.

Анализируем, кто же эти люди. 13 семей — бывшие жены работников БМЗ с детьми до 18 лет. Хоть эти женщины ни дня не работали на заводе, но положение не позволяет их выселять без предоставления другого жилого помещения, для них предусмотрены неограниченные сроки проживания. Из этого удобного пункта следуют фиктивные разводы: «бывший» муж строит себе однокомнатную квартиру, живет там с женой, а в общежитии остаются дети.

Еще 13 семей — пенсионеры, но не пенсионеры БМЗ. Когда-то исполком им выделял малосемейные общежития как работникам других организаций. Отдельный контингент — безработные, которых с завода вообще выгнали за нарушения. Несколько комнат закреплены за людьми, которые в общежитии сейчас даже не живут — один в ЛТП, два — в тюрьме. Жилье пустует, а расходы на его содержание несет завод.

— Практически у всех этих людей где-то есть жилье либо родители в пригороде. Например, у нас живет бывшая жена нашего работника с ребенком, у которой в собственности благоустроенная квартира в Довске. Тем не менее в иске нам отказали, — рассказывает Дмитрий Фролов, юрисконсульт жилищного отдела РУП «БМЗ». — Кроме того, в будущем мы планируем расселить наши общежития квартирного типа, придать им статус жилых домов, а квартиры продать своим работникам. А это значит, что в оставшихся общежитиях станет слишком много людей, не имеющих отношения к заводу. Но ведь у нас есть свои нуждающиеся в жилье работники, к тому же ежегодно приходят молодые специалисты и общежитие — обязательное условие их трудоустройства. Как быть с ними?

То, что в отношении общежитий нынешнее законодательство несовершенно, факт очевидный. Большую надежду заводы возлагают на новый Жилищный кодекс, который принят в первом чтении на этой парламентской сессии. Выселение — мера, конечно, непопулярная, но есть ли другой выход? Да и вряд ли предприятия можно обвинить в черствости за то, что они не хотят нести бремя заботы о тех, кого десятилетиями не волновала своя собственная судьба. 

-----------------------------------------

Есть мнение

Несколько под другим углом, чем коллеги с МПЗ и БМЗ, смотрят на проблему специалисты ОАО «Минский часовой завод».

— В наших двух общежитиях из 800 проживающих около 70 процентов больше не имеют отношения к заводу. Получается, с одной стороны, предприятие терпит из-за них убытки, но с другой стороны — куда же их выселить? Многие прожили здесь не одно десятилетие, — рассуждает заместитель директора Дмитрий Карань. — Думаю, эту проблему отчасти решила бы возможность повышать стоимость оплаты за проживание таких людей. Сейчас мы этого делать не можем, поэтому и работники завода, и неработники платят одинаково. И второй момент: если наши бывшие сотрудники сейчас работают на других предприятиях, пусть бы эти организации и оплачивали их проживание. Хотелось бы, чтобы этот нюанс был урегулирован на законодательном уровне.

-----------------------------------------

Комментарий эксперта

Галина ПОЛЯНСКАЯ, председатель Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Национального собрания Беларуси:

— Предложения Белорусского металлургического завода о выселении из общежитий людей, не имеющих отношения к предприятию, а также возможные механизмы решения этого вопроса обязательно будут рассматриваться в рамках рабочей группы при подготовке проекта Жилищного кодекса во втором чтении. Действительно, почему предприятия должны нести убытки из-за тех, кто на протяжении десятилетий не заботился о собственном жилье? БМЗ поднял серьезную проблему, и она требует решения, но в тоже время этот вопрос нуждается в тщательной проработке, ведь надо понимать, что за каждым законодательным актом стоит жизнь человека.

-----------------------------------------

Только цифры

Сейчас в Минске на балансе предприятий и организаций (кроме учебных заведений) — 245 общежитий, в которых живут около 74 тысяч человек. 158 общежитий находятся в республиканской, 85 — в коммунальной и 2 — в частной собственности.

-----------------------------------------

На снимке: машинист насосных установок СПтЦ-3 БМЗ Нина КУКОШ знает, что даже в общежитии можно создать домашний уют.

Фото: Евгения БЕРЕЗЮК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter