Завис? Не тормози, перекуси!

Десять лет назад в Минске открылось первое интернет–кафе. Что в меню у нынешних продвинутых пользователей?

Десять лет назад в Минске открылось первое интернет–кафе. Что в меню у нынешних продвинутых пользователей?


Время и место, чтобы перекусить, при желании любой студент найдет без проблем. «Точкой приземления» может послужить как столовая, так и студенческая аудитория, городской скверик, салон автобуса. Но нет прогресса без комфорта. И отобедать без отрыва... от монитора компьютера у молодежи нынче считается особым шиком.


Притяжения больше нет


— Какой чай предпочитаешь: черный или зеленый? — спрашивает у меня студентка четвертого курса факультета информационных технологий и робототехники Белорусского национального технического университета Юлия Синкевич в антураже собственной кухни. Когда под рукой ноутбук с беспроводным соединением Wi–Fi (в переводе с англ. — беспроводная точность — технология беспроводного подключения к всемирной и локальным сетям), превратить в стихийное интернет–кафе можно практически любое место — будь то квартира, закусочная, ресторан или общежитие университета.


...По глотку чая — и мы с Юлей погружаемся в интернет–заводи, перемещаемся по сайтам с приятной скоростью 54 мегабита в секунду. «А мне можно чайку?» — беззвучный вопрос отображается на мониторе и послан, не поверите, из соседней комнаты, где работает за ПК Юлин брат. Так иногда они и общаются. Технически ничего сложного. На «компе» брата установлен Wi–Fi–адаптер, поэтому нет необходимости проводить кабели для соединения. Беспроводная передача данных, когда пакеты передают по радиоволнам, — всего лишь способ доставки информации. Но преимущества налицо: подключиться к домашней или глобальной сети можно в любом месте. Как в собственной квартире, так и на улице.


Современная беспроводная технология соединения компьютеров в сеть или подключения их к Интернету появилась у нас широко в середине прошлого года, когда «Белтелеком» стал открывать точки доступа (так называемые хот–споты, в переводе с англ. — горячее пятно). Один из первых объектов — Национальный аэропорт «Минск», где сейчас работают 8 хот–спотов. А всего в Беларуси — более 110 точек (77 из них — в Минске) в учебных заведениях, гостиницах, кафе, барах и т.д. Причем на данный момент предприятие продолжает тестовую эксплуатацию, и Wi–Fi по–прежнему доступен в свободном бесплатном режиме каждому пользователю.


— Сегодня в тестовом режиме точки доступа работают по всей Беларуси. И результаты мониторинга соединений показывают, что все они используются. Одновременно подключаются по 200 — 250 человек, и пользователей становится все больше! — с удовлетворением констатируют в пресс–службе предприятия. — «Белтелеком» первым задумался о том, чтобы расширить возможности своих пользователей, предоставив несколько способов выхода в Интернет: по проводам и без проводов, условно говоря. Но говорить о том, что мы являемся поставщиком услуг в сегменте беспроводного доступа, впору будет тогда, когда начнется коммерческая эксплуатация Wi–Fi.


Тест–драйв


В блогах активно обсуждали, в каких точках доступа связь лучше. Мы с Юлей решили провести собственный небольшой эксперимент и отправились с ноутбуком по нескольким минским адресам. Первым делом зашли в библиотеку Белгосуниверситета, но хот–спота там не обнаружили. Пунктом номер два был железнодорожный вокзал. Хотя официант в кафе ответил утвердительно на интересующий нас вопрос, точки беспроводного доступа в здании все же не оказалось. «Да, у нас хот–спот закрылся», — подтвердила девушка в справочном бюро. Таким же неутешительным результатом увенчались попытки с, казалось бы, беспроигрышными вариантами в двух интернет–кафе. В какой–то момент начало казаться, что мы — охотники за привидениями. Лишь в гостинице «Минск» подключиться к сети удалось, правда, выяснилось, что данная услуга предназначена только для постояльцев.


Чатовая церемония


Впрочем, в одном из кафе (пожалуй, самом любимом и посещаемом студентами) администраторы пообещали, что Wi–Fi–технологией посетители скоро смогут воспользоваться. Однако здесь и так наплыв клиентов внушителен.


Кто–то приходит перекусить и поболтать с друзьями, кто–то — сразиться с группой товарищей в «стрелялку», кто–то — «початиться» за чашечкой ароматного чая. Спектр услуг достаточно широк: распечатка рефератов на цветном и черно–белом принтере, ксерокопия, сканирование фотографий, запись документов на компакт–диски и дискеты. Интересно, что мы так привыкли ко всем этим удобствам, а ведь всего 10 лет назад ничего этого не было. Все началось с того, что 24 июня 1998 года открылось первое интернет–кафе...


— Конечно, нынешние пользователи тепло и с ностальгией улыбнулись бы, но сегодня все–таки прошли мимо нашего заведения десятилетней давности, — рассказывает один из его основателей Алексей Колб. — Мы начинали с 14 — 15–дюймовых мониторов с кинескопом, да и перечень услуг был невелик: набор текстов, распечатка, запись на дискеты, цифровая фотография (тогда не существовало ни специальных сайтов, ни социальных сетей, ни «Одноклассников» — фото можно было отправить только друзьям по почте). Стоимость часа работы в глобальной сети составляла около трех долларов. Практически ни у кого не было ни компьютеров, ни уж тем более мобильных телефонов с доступом к Интернету. И вдруг появилась возможность приобщиться к международной культуре, получать оперативную информацию. Сейчас акценты, конечно, расставлены иначе: здесь можно собрать друзей, единомышленников, коллег по работе, презентовать новый продукт или провести тренинг.


Именно на корпоративных клиентов — фирмы и компании — было рассчитано первое интернет–кафе. Впрочем, и сейчас предприниматели ликуют, когда банки снимают на несколько дней их заведение, чтобы провести семинар или обучение новых сотрудников. Второй по посещаемости категорией оказались иностранные студенты. Эволюция, произошедшая за десятилетие, — из источника информации, средства общения для тех, кто уехал за границу, интернет–кафе превратились в хорошее мультимедийное коммуникационное средство общения.


Впрочем, 6 лет назад основатели перепродали свое детище, сочтя бизнес недостаточно прибыльным.


— Сначала у нас было 8 компьютеров, потом — 12. А сейчас и вовсе считается нерентабельным держать менее 30 машин. Вилка между отсутствием массового спроса, дороговизной сети и установившимися расценками за работу не позволяет развиваться индустрии интернет–кафе теми же темпами, что и в других странах. В Беларуси не сложилось пока столь же обширной аудитории, как в Москве, где открыты интернет–кафе на 200 мест. Заполнить «гиганты» народом можно было бы лишь на непродолжительный период. Например, на время международных компьютерных игр или презентации представляющего всеобщий интерес проекта, — утверждает Алексей Анатольевич.


Кстати, существенной разницы между интернет–кафе и клубами мой собеседник не делает. Ароматный напиток, пусть и из кофе–машины, с чипсами — уже не в диковинку.


* * *


Нынче у каждой четвертой белорусской семьи есть дома персональный компьютер, а три с половиной миллиона жителей нашей страны постоянно выходят в сеть, подсчитали специалисты. Исчезнут ли интернет–кафе, когда место ПК полностью займут мобильники и компактные ноутбуки? Очевидно, нет. Ведь рассчитаны они в основном не на «геймеров», а на затосковавших по родине гостей города. А их меньше уж точно не станет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter