В Минске ездит не более десяти электрокаров

Заряжай и поезжай

Этому автомобилю не нужна автозаправочная станция
Этому автомобилю не нужна автозаправочная станция. Зачем? Ведь в его конструкции нет топливного бака, а в дизайне — выхлопной трубы. Его бензин — электричество. Поэтому такое авто владельцы, будто мобильный телефон, едва ли не каждый день вынуждены ставить на зарядку. Наткнуться на подобную машину в будничном потоке — все равно что выиграть один из главных призов в популярную лотерею. Немудрено. В Минске их не более десятка. А во всем мире в начале года было около 400 тысяч. Да автомобильный парк одной только нашей столицы крупнее вдвое! Впрочем, в очередной раз выложив за А–95 несколько сотен тысяч рублей на одной из заправок, корреспонденты «СБ» решили протестировать считающуюся более выгодной электрическую альтернативу. 



...Тест–драйв, который нам предстоит, не должен занять слишком много времени. Настраиваем себя: полной зарядки «Ниссана–Лиф», принадлежащего представительству «Белоруснефти» в Минске, скорее всего, не хватит даже для того, чтобы обогнуть два раза город по кольцевой. То есть проехать чуть более 110 километров. Наши эксперты — руководитель подразделения транспортного обеспечения, охраны труда, техники безопасности и гражданской обороны столичного представительства компании Сергей Хабаров и водитель Марат Абеев — вводят в курс дела: максимальное расстояние, которое им удавалось преодолеть, — всего 127 километров.

— Это мы уже круги на нашей стоянке накручивали. Ведь если заряд закончится в городе, выход только один — вызывать эвакуатор и везти авто на платформе. Туда, где есть розетка 220 вольт. Хотя общались мы как–то с немцами, ехавшими на электромобиле «Тесла» из Берлина в Москву. Те рассказали: в летний период заряда им хватает на 700 километров, в зимний, когда за окном минусовая температура, емкость аккумуляторных батарей значительно падает. Больше 500 километров авто не проезжало.

Осваиваемся в кабине. Глаз привыкает к навигационному минимализму. У электромобиля на приборной панели — лишь спидометр да приборы, показывающие параметры контроля заряда батареи. Зато ни гула, ни шума, ни дребезжания. Тишина настолько непривычная, что опытные автолюбители постоянно начеку: не заглохла ли машина?.. Загорается зеленый, газуем и со старта обгоняем спортивный БМВ. Обороты электродвигатель набирает моментально. Под капотом — 108 лошадиных сил. Только вот топить педаль в пол — значит разряжать батарею с немыслимой быстротой. Тут уж гляди, как бы один круг по кольцевой вытянуть. Между тем пускать машину накатом — терять скорость. 


— В городе же наоборот. На малых скоростях происходит процесс рекуперации. Батарея при этом подзаряжается автоматически. Определенный заряд — до 2% — дает и установленный на козырьке фотоэлемент. В ясный день благодаря этому автомобиль может хоть и незначительно, но подпитывать двигатель от солнечной энергии,
— обращает внимание Сергей Хабаров.

Следующие четыре часа нам предстоит провести на стоянке «Белоруснефти» недалеко от станции метро «Кунцевщина». За зданием, где разместилось минское представительство компании, установили бесплатную зарядную станцию. За полгода здесь от силы заряжалось 6 — 7 авто. Возле шлагбаума — табличка с телефонами. Вызываем по одному из номеров специалиста, разбирающегося во всех тонкостях зарядки. Спустя минуты электромобиль окутывают провода и цифры на датчике контроля заряда батареи на приборной панели начинают потихоньку расти. Процесс пошел.

Сергей Хабаров замечает: если бы мы свернули с кольцевой немного раньше, на логойской развилке, — оказались бы на экспресс–заправке компании А–100. Теория гласит: подзарядить автомобиль здесь можно буквально за полчаса.

– Однако если постоянно заряжаться в экспресс–режиме, значительно падает ресурс аккумулятора. С пяти лет — это обозначенный срок его службы в нашем «Ниссане» — до года–двух. Затем нужна замена. Полный комплект батарей тем временем стоит около 10 тысяч евро, треть от стоимости всего автомобиля. Хотя выгода все равно очевидна. Расчеты показали: авто полностью окупается при пробеге 150 тысяч километров. А энергопотребление этой модели эквивалентно расходу 2,4 литра горючего на сотню километров.


Есть, впрочем, еще одна вполне доступная альтернатива. Зарядить автомобиль от любой розетки напряжением 220 вольт. Правда, процесс займет около 8 часов, у некоторых авто — растянется до 15, зато на год–другой продлится срок эксплуатации аккумулятора. А еще, считают специалисты «Белоруснефти», это один из возможных доводов для тех, кто считает, что подобная техника в нашей стране останется товаром штучным, имиджевым, экспериментальным из–за отсутствия инфраструктуры.

— Один из владельцев электрической машины решил вопрос так: вывел кабель из своего окна — он на втором этаже живет, а розетку, предварительно согласовав с соседями, прикрепил на дереве. Не опасно ли? Кабель, разъемы — водонепроницаемы, поэтому непогода им не страшна, — утверждает Сергей Хабаров.

Очередная проблема — сервисное обслуживание. Пускай оно минимальное: ведь не нужно ни доливать масло, ни менять свечи, разве что обновлять воздушные фильтры, только даже провести диагностику — порой морока. Сергей Хабаров рассказывает: для этого пришлось связываться с московским представительством «Ниссан». Специальную программу для тестирования авто пересылали под заказ.

Обслуживание подобных автомобилей — как раз таки не проблема, — анализирует генеральный директор Белорусской автомобильной ассоциации Людмила Шабанова. — Дилерские центры на подобные запросы реагируют оперативно. Другое дело, что для увеличения количества подобных авто действительно в первую очередь нужно создавать условия для его эксплуатации, организовать инфраструктуру — сеть зарядных станций. Поначалу в Минске, затем в других городах. Пример Москвы — тому подтверждение. Только после этого появится спрос, а значит, и предложение. Поначалу это будет в первую очередь автомобиль для бизнеса.

Некоторые дилеры, впрочем, уже взялись за дело. Скажем, компания KIA недавно предоставила собственному дилеру электромобиль модели Soul EV.

Пока он используется исключительно в рекламных и тестовых целях, предварительные заказы на него мы планируем брать не ранее III квартала 2015 года. За время тестовой эксплуатации автомобиль оправдал возложенные на него ожидания и подтвердил характеристики, заявленные производителем. Больше всего нас интересовали вопросы зарядки автомобиля и запаса хода. Что касается последнего параметра, то при стопроцентно заряженном аккумуляторе он колеблется в пределах 140 — 200 км в зависимости от стиля езды, скорости и дополнительно работающих опций. К примеру, если ехать со скоростью до 70 км/ч с выключенными кондиционером, музыкой, обогревом, то Soul EV проедет максимальное расстояние. Безусловно, можно надеяться, что этот автомобиль завтрашнего дня станет популярным и в нашей стране, — прогнозирует перспективы управляющий компанией «Атлант–М Холпи», официальным представителем Mazda в Беларуси и официальным дилером Kia в Минске, Александр Сколубович.

Люди знающие говорят: электромобиль мог появиться еще на заре автомобильной промышленности. Но слишком уж сильным было лобби нефтяных компаний. Кто тогда задумывался об экологии и о том, что машины заполонят дороги? Впрочем, предел, когда мы начинаем задыхаться не только от количества авто, но и от их выхлопов, пожалуй, уже наступает. И электромобиль — как раз та самая панацея для экологов и таблетка для всех нас от головной боли. Фразу «за электромобилем — будущее», которую я слышал едва ли не от каждого эксперта, за пафос уже не считаю. Это реальность. Во всем мире на покупку такой машины предусмотрены всевозможные льготы. Дело за нами?

Кстати

Под Минском собрали четыре электромобиля, один из которых на днях презентовали российскому политику Владимиру Жириновскому. По данным специализированного портала rusautomobile.ru, на это белорусским разработчикам Михаил Прохоров дополнительно выделил миллион евро. Машина значительно отличается от экземпляров 2013 года, получила название с–Crossback EV, прошла укороченный цикл испытаний — без краш–тестов — на Дмитровском полигоне в Подмосковье. Автомобиль был сертифицирован в упрощенном порядке как мелкосерийное транспортное средство.

deu@sb.by

Советская Белоруссия №233 (24614). Cуббота, 6 декабря 2014

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter