Зарплата в социальном интерьере

Завтра Президент проведет совещание, на котором будут обсуждены вопросы регулирования цен и повышения доходов населения.
Завтра Президент проведет совещание, на котором будут обсуждены вопросы регулирования цен и повышения доходов населения.

Напомним, в сентябре Президент поручил правительству в течение следующего года обеспечить рост среднемесячной зарплаты до эквивалента 100 долларов. За этими требованиями - серьезный анализ экономического состояния страны. Не секрет, что в целом доходы у нас, увы, далеки от уровня, который можно было бы смело назвать достатком.

В октябре средняя зарплата по республике составила 76,3 тысячи рублей. Это почти на 40 процентов выше минимального потребительского бюджета (МПБ). То есть той величины, которая, говоря языком экономистов, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. В ценах сентября этот показатель утвержден в сумме 54.629 рублей. Правда, стоит учитывать, что МПБ рассчитывается на душу населения, поэтому доходы наших граждан заметно ниже, поскольку заработок работающих распределяется на всех членов семьи, включая детей и иждивенцев.

К сентябрю будущего года средняя зарплата в экономике страны, чтобы достичь 100-долларового уровня, должна вырасти более чем в полтора раза. И это без учета девальвации национальной валюты, которая в любом случае будет продолжаться. Реален ли столь существенный рывок?

Ближе всех к намеченному стоит промышленность. За октябрь средняя зарплата здесь составила 91,3 тысячи рублей. Однако в остальных отраслях народного хозяйства отрыв от этого показателя более чем существенный. Скажем, средний октябрьский заработок в здравоохранении равен 57,9 тысячи рублей, в образовании - 58,4, работники культуры получили в среднем 50,7 тысячи. Наиболее тяжелая ситуация традиционно складывается в сельском хозяйстве. Здесь средняя зарплата за октябрь составила 48,2 тысячи рублей. Стоит обратить внимание и на то, что приведенные цифры - это зарплата начисленная. Отняв от этих сумм налоги, получится, что на руки люди получили по крайней мере на 9 процентов (минимальная ставка подоходного налога) меньше.

Поднять за год зарплату сельчанам в два с лишним раза будет непросто. Похожая ситуация и в здравоохранении, образовании и культуре. Ведь деньги они получают из бюджета, следовательно, повышение зарплаты им должно быть обеспечено другими налогоплательщиками. А поскольку основным поставщиком средств в бюджет является реальный сектор экономики, то возможным существенным повышением заработка бюджетники будут обязаны именно промышленным предприятиям и другим юридическим лицам. Кроме того, стоит учесть, что определенный уровень средней зарплаты по стране еще не означает, что именно столько будет получать каждый работник. В упрощенном виде этот показатель являет собой среднее арифметическое из зарплат во всех отраслях экономики. То есть, если в АПК заработок не дотянет до нужного уровня, следовательно, где-то он должен быть выше прогнозного значения. Ровно на столько, на сколько ниже в сельском хозяйстве. Судя по всему, этим компенсатором снова должна стать промышленность. Что из этого следует?

Не станет большим открытием утверждение, что рост зарплаты на любом предприятии должен являть собой следствие повышения эффективности работы. Тезис справедлив и в проекции на всю экономику страны. Однако на фоне прогноза прироста ВВП на 3 - 4 процента в будущем году задача добиться прироста в 1,5 раза средней зарплаты выглядит не самой легкой. Прирост промышленного производства должен составить 4,5 - 5,5 процента. А повышение заработка в этой сфере (без учета прогноза девальвации и только для себя) должно быть не менее 30 процентов. Все это говорит как минимум о том, что существенное повышение заработка населения должно повлечь за собой серьезные изменения во всей экономике. Это стимулирование к снижению затратности производства, снижение налогового бремени предприятий и т.д. То есть главная задача в том, чтобы подвести экономическое обоснование под рост зарплаты. В противном случае лишь номинальное ее повышение может дать обратный эффект в виде ухудшения условий работы реального сектора, усиления инфляции, что, в свою очередь, непременно ударит и по реальным доходам населения.

Для макроэкономических показателей, как известно, в качестве ориентира принят 1990 год. Правда, о том, что и доходы граждан должны стремиться к уровню этого года, пока никто не говорит. Вполне возможно, что поручение повысить реальную зарплату являет собой первый шаг в этом направлении. Но нужно учитывать всю сложность пути. В 1990-м средняя зарплата была на уровне 2,86 минимального потребительского бюджета. А за январь - октябрь 2000 года это соотношение едва превысило 1,25. Около миллиона работающих граждан (из почти 5 млн. трудоспособных) имеют сегодня заработок меньше бюджета потребительского минимума. Так что внимание Президента к проблеме доходов граждан вполне закономерно и оправданно. Сегодня очевидно: зарплата должна отражать реалии сегодняшнего дня. Точно так же, как и цены...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter