Заработает ли схема «зеленых» инвестиций?

Подводя итог проделанной в Беларуси работе в рамках обязательств по Киотскому протоколу, который был подписан нашим государством в августе 2005 года, Владимир Тарасенко подчеркнул, что сделано многое...

Климат стремительно меняется. Это зафиксировала в своем 4-м докладе Межправительственная группа экспертов по изменению климата. «Некоторые государства, — отметил начальник отдела госконтроля за воздействием на климат Минприроды Владимир Тарасенко, — уже в этом веке будут тратить не менее 10 % ВВП на борьбу с последствиями изменения климата, а перед другими странами и вовсе станет проблема выживаемости. Киотский протокол сегодня – пожалуй, самый действенный инструмент, позволяющий предотвратить эти процессы». 

Любое действие лучше бездействия. Тем более то, которое влечет за собой пускай даже не стопроцентный, но результат. Понятно, что пока избавиться полностью от вредоносных выбросов углекислоты не получится. Да и возможно ли это? Зато возможно их существенное сокращение, которое дает Киотский протокол. Беларусь за 5 лет планирует уменьшить число выбросов на 8 % по отношению к базовому 1990 году, когда промышленность выбрасывала в атмосферу до 120 миллионов тонн СО2. Учитывая число стран-подписантов, а их 175, это уже кое-что. 

Подводя итог проделанной в стране работе в рамках обязательств по Киотскому протоколу, который был подписан нашим государством в августе 2005 года, Владимир Тарасенко подчеркнул, что сделано многое: утверждены Национальный план действий по Киотскому протоколу, Национальная система оценки выбросов и поглощений парниковых газов, а также Национальный реестр углеродных единиц Беларуси, с помощью которого страна сможет выйти на мировой углеродный рынок. «Для участия в Киотском протоколе готовится серьезная национальная нормативно-методическая база, — рассказал он, — и определенный прогресс есть. Мы думаем о возможности в будущем принять закон прямого действия об изменении климата. Речь об объемном сложном документе, который позволит объединить все имеющиеся нормативно-законодательные акты». 

Что касается «проектов совместного осуществления» (ПСО), по словам Владимира Васильевича, Беларусь практически полностью сформировала законодательную базу для их реализации. В частности, приняты положение о Государственной комиссии по проблемам изменения климата, национальные процедуры рассмотрения ПСО и ряд других документов. Сейчас разрабатываются еще два положения, которые помогут осуществлять экспертизу этих проектов. 

Кстати, первые проектные предложения уже поступили в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Три — от Минэнерго и одно — от Мингорисполкома. Например, последнее касается сбора и утилизации свалочного метана для производства тепловой и электрической энергии на полигоне ТКО «Тростенец». Реализация проекта позволит ежегодно сокращать выбросы парниковых газов более чем на 150 тысяч тонн. Сейчас эти проекты находятся на стадии рассмотрения. 

Не так успешно обстоят дела с разработкой другого механизма Киотского протокола, который касается торговли выбросами парниковых газов, или, как он еще называется, схемы «зеленых» инвестиций. Впрочем, активная проработка этого вопроса идет сейчас во всем мире, а значит, и мы, заметил Владимир Тарасенко, здесь практически не отстаем от других государств. На законодательном уровне схемы «зеленых» инвестиций учредили только 3 страны. 

«Несмотря на то, что сделан большой рывок, — замечает собеседник, — мы осознаем, что потенциал знаний в Беларуси о Киотском протоколе еще не слишком высок. Ощущается недостаток специалистов по Киото, консалтинговых кампаний и т.д. И над этим надо работать». Здесь нам помогают международные эксперты и ряд проектов. Так, сейчас проходит три проекта ООН и ОБСЕ, на активной стадии подготовки проект ТАСИС. 

В частности, один из проектов ПРООН под названием «Создание условий для использования механизмов гибкости Киотского протокола», по словам его менеджера Александра Гребенькова, ставит своей задачей оказать помощь Беларуси в подготовке нормативно-правовой базы, проектов, создании недостающих инфраструктурных элементов. И многое уже сделано. 

К слову, завершение необходимой подготовительной работы к использованию схемы «зеленых» инвестиций – одна из задач на ближайшую перспективу, и эту работу предполагается закончить уже к концу текущего года. В этом году планируется также утвердить Национальную климатическую программу на 2008—2012 годы и на период до 2020 г., где будут прописаны конкретные мероприятия по снижению выбросов углекислоты по отраслям. Еще одна из первоочередных задач — добиться ратификации поправки В к Киотскому протоколу, которая закрепит за нашей страной количественные обязательства по снижению выбросов и тем самым даст возможность в полной мере использовать механизмы Киото.

«Беларусь, — отметил Владимир Тарасенко, — находится в сложном положении, поскольку до ратификации всеми странами Киото этой поправки секретариат Рамочной конвенции не может организовать проверку наших основных документов по Киотскому протоколу. Мы планируем этот вопрос обсудить на очередной конференции сторон, чтобы получить разрешение проверить наш доклад об установленном количестве выбросов в ближайшее время. Ведь начало 1-го периода количественных обязательств – с 1 января 2008 года, а на проверку доклада требуется около года!» 

Тем не менее уже сегодня ряд государств проявляют заинтересованность в сотрудничестве с нашим государством. Что немаловажно, налажен контакт с углеродными фондами ПРООН и Всемирного банка (ВБ). В частности, Всемирный банк, создавший ряд углеродных фондов, присутствует на мировом углеродном рынке уже несколько лет. К слову, существует этот рынок с 2005 года, когда протокол ратифицировала Россия, и сегодня оценивается в 27 миллиардов долларов. По словам старшего специалиста по энергетике ВБ Джейн О. Эбингер, задача Всемирного банка — обеспечить надежный вклад углеродного финансирования в устойчивое развитие стран, а также охрану окружающей среды. По ее словам, банк и в дальнейшем будет  прилагать усилия в защиту интересов стран с развивающейся экономикой, чтобы они получили экономическую выгоду от операций на рынке квот. Также ВБ располагает суммой около 2 миллиардов долларов, которые планирует пустить на инвестирование «проектов совместного осуществления». 

Во время проходившей в Минске встречи специалисты банка и Минприроды Беларуси договорились о сотрудничестве по многим направлениям. «Всемирный банк проявил заинтересованность в реализации нескольких проектов, — рассказал Владимир Тарасенко. – Их необходимо доработать и отправить на рассмотрение. Речь, в частности, идет о проекте по возобновляемым источникам энергии, биогазовым установкам. Думаю, перспектива сотрудничества достаточно велика, как велики и интересы банка». 

Что ж, начало большой работы положено. Тем не менее точку на этом ставить рано. Многие специалисты уже сегодня говорят о том, что обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, которые принимают на себя стороны Киотского протокола, недостаточны. И что в будущем, если мы хотим продолжать жить на нашей планете, нам предстоит еще более серьезная и ответственная работа. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter