Заповедник страха

Совет Безопасности ООН готов принять еще одну резолюцию об ужесточении санкций в отношении движения Талибан, контролирующего практически всю территорию Афганистана.
Совет Безопасности ООН готов принять еще одну резолюцию об ужесточении санкций в отношении движения Талибан, контролирующего практически всю территорию Афганистана.

На этой неделе афганские талибы всерьез забеспокоились по поводу весьма вероятного вмешательства ООН и отдельных государств мира в дела Афганистана.

В Организации Объединенных Наций уже заявили о возможности применения новых экономических санкций в отношении Афганистана в дополнение к действующим запретам на продажу талибам оружия и на поездки их представителей за границу. Со дня на день ожидается заседание по этому вопросу Совета Безопасности ООН. Более того, США заявили о готовности нанести превентивный ракетный удар по террористическим базам в Афганистане. Американцы требуют от талибов выдачи международного террориста Усамы бен Ладена, укрываемого талибами и обвиняемого в организации взрывов посольств США в Кении и Танзании, а также в причастности к теракту против американского эсминца в йеменском порту Аден в октябре этого года. В свою очередь, Россия обвиняет талибов в распространении идей религиозного экстремизма в государствах Средней Азии. А совсем недавно по мировым информационным каналам прошла информация о том, что спецслужбы России и США изучают возможность проведения на территории Афганистана совместной специальной операции.

Трудно сказать, какими могут быть санкции в отношении государства, в основе экономических устоев которого лежат производство и контрабанда наркотиков. Но, видимо, опасные связи и деятельность талибов могут им дорого стоить.

Причем не только Россия и США всерьез обеспокоены распространением в Средней Азии влияния исламского фундаментализма. Антитеррористический центр государств - участников СНГ, созданный в этом году, также призван координировать деятельность по борьбе с терроризмом, в том числе и с экстремистами из движения Талибан, которые уже вышли на границы Содружества. Затяжная гражданская война в Афганистане, ожесточенная борьба между талибами и Северным альянсом, возглавляемым генералом Масудом, давно превратилась в головную боль стран Средней Азии, в первую очередь - Таджикистана и Узбекистана.

Вряд ли, конечно, можно ожидать внезапных ракетных ударов по Афганистану со стороны России или США в ближайшее время. С одной стороны, и американцев, и россиян в общем-то устраивает состояние страха, в котором находятся сейчас талибы, перед возможными экономическими и военными акциями. А с другой - президент США Билл Клинтон вряд ли захочет перед тем, как покинуть свой пост, начать еще одну военную операцию. Он изо всех сил пытается войти в историю миротворцем: после неудачных мирных инициатив на Ближнем Востоке Клинтон направился в Северную Ирландию мирить католиков с протестантами.

Однако с приходом к власти нового американского президента вполне возможна совместная американо-российская антитеррористическая операция в Средней Азии. Это могло бы стать своего рода политическим сближением между новыми президентскими администрациями США и России. Объединение усилий США и России возможно хотя бы до тех пор, пока на свободе остается Усама бен Ладен.

Хотя несколько дней назад террорист N 1 довольно неожиданно заявил о своей готовности покинуть лагерь на севере Афганистана и добровольно сдаться американскому правосудию. Но только при одном условии: если Вашингтон обнародует неопровержимые доказательства его вины.

Вполне возможно, что сами талибы вынудили бен Ладена впервые в жизни вступить в торг с американцами, опасаясь решительных мер со стороны мирового сообщества. В то же время талибы откровенно намекали до сих пор, что охота на террориста-одиночку бесполезна. У нас тут десятки таких бен ладенов, - говорили талибы. И действительно, хватает тех, кто готов променять на деньги или военную поддержку возможность укрыться в афганском убежище. Но, как заметили в администрации американского президента, на каждого бен Ладена в случае необходимости найдется своя ракета.

И ведь действительно складывается впечатление, что, несмотря на существующие противоречия, Россия и США увидели в фундаментализме общего врага. Врага, который у американцев ассоциируется с террористом-мультимиллионером Усамой бен Ладеном, а у Кремля - с афганскими талибами. Но в обоих случаях события разворачиваются в Афганистане. Таким образом, вполне можно ожидать, что обе страны предпримут совместные усилия, направленные на предотвращение распространения религиозного терроризма.

Ирония ситуации в том, что именно в Афганистане в период советской военной кампании на протяжении более десяти лет шла борьба между секретными службами двух сверхдержав. Благодаря вмешательству в свое время американцев исламские экстремисты получили хорошую военную подготовку и были прекрасно организованы. В середине 90-х годов США позволили Пакистану и Саудовской Аравии стать главными спонсорами талибов и сформировать тем самым политический противовес влиянию Ирана в Азиатском регионе.

Вчера, кстати, стало известно, что талибы пытаются вступить в переговоры с Китаем с надеждой на то, что крупнейшее государство Азиатского региона сумеет повлиять на ситуацию и помешать введению новых санкций ООН против Талибана. Однако с такой же вероятностью Китай может встать на сторону США и России и даже присоединиться к военной кампании против талибов. Неоднократно Китай заявлял о своем желании пресечь поток наркотиков из Афганистана в Синьцзян. К тому же известно, что деньги от контрабанды наркотиков, организуемой талибами, идут уйгурским боевикам в Синьцзяне, а также активистам иных националистических антикитайских движений в этом преимущественно исламском регионе КНР. Многие уйгуры прошли обучение в лагерях афганских моджахедов в Пакистане и, по сведениям китайских спецслужб, немалая часть оружия и боеприпасов уйгурских боевиков - афганского происхождения.

Позиции мировых держав не обязательно сходятся в намерении вообще покончить с талибами и прекратить афганский конфликт, однако похоже, что мировое сообщество все-таки не устраивает государственное убежище для террористов и экстремистов, в которое превратился в последнее время Афганистан.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter