Записки очарованной странницы

.
...Упустить такой повод было бы, право, грешно. Знатные Радзивиллы за полтысячи лет существования едва ли не впервые собрались вместе, под одной крышей. Все, даже те, кто в жизни друг друга не видели в силу причастности к разным эпохам. А тут в красивых нарядах и гордых ипостасях прибыли в Вильнюс. Из разных стран, где волею судьбы оказались после разлуки, - Литвы, Польши и Беларуси.

И хоть бальный день был короток: с 12 часов дня до 5 вечера, а вместо приглашений следовало купить билет, я не отказала себе в удовольствии свидеться со знаменитыми земляками. Потому и направилась в Вильнюсскую картинную галерею по улице Диджоя, 4, где, как говорят мистики, и осуществилось заветное желание знатного рода - воссоединиться наконец вместе.

Сон о королевском престоле

Выставка радзивилловских портретов проходит в рамках празднования Литвой 750-летия коронации Миндовга. Знаковая для литовцев дата красуется на растяжках, развешанных по всему Вильнюсу. Глядя на сакральные цифры - как-никак и мы к ВКЛ самое непосредственное отношение в прошлом имели, - я вспомнила рассказ, услышанный от наших историков и дипломатов. Мол, хороший человек был Миндовг, дело большой государственной важности сделал, но история - дама с чувством юмора и любящая загадывать загадки. И если литовцы считают, что Миндовг короновался в Литве, то у белорусов есть не менее убедительные доказательства, что сделал он это в нашем Новогрудке. Дабы застолбить за собой кусочек исторической территории, наша сторона даже специально свозила литовскую на древнюю Новогрудчину.

Свозили - и все остались при своем мнении.

Может, и правильно. Еще одной легендой - уже из новейшей эпохи - станет для истории больше. Так или иначе - культурному сотрудничеству разночтение загадок прошлого не помешало. 11 портретов из Национального художественного музея и 6 из музея истории и культуры Беларуси приехали в начале июля в Вильнюс, где пробудут аж до 15 октября. И милая гид Мигле, более склонная к иностранным языкам, чем к русскому, с удовольствием рассказывает любознательным посетителям (а видит Бог, полезное это качество и привело меня в Вильнюс) про самые легендарные портреты рода. Например, подведя к маловыразительному мужичку, мрачно взирающему из своего седого далека, скажет: "А вот этому Радзивиллу по имени Иероним-Флориан, жившему с 1715 по 1760 год, однажды приснился сон, что он станет королем. После чего он всю жизнь только про это и будет думать".

Может, поэтому и помрет рано, смиренно думаю в ответ я.

Привет от графа

Кого только не встретишь на роскошном балу в центре древнего города! Кароль Чапский собственной персоной. Да не один, а с женой Фабианой Обухович-Чапской и дочерью Марией.

Низкий поклон вам, граф, и привет из Станьково и Прилук! Спешу доложить, любезный воевода, что в Станьково от принадлежавшей вашему роду резиденции осталась лишь башня-скарбница. Да и та ждет не дождется ремонта. А вот в Прилуках усадьба очень даже прилично выглядит - благодаря белорусским ученым из НИИ защиты растений. Те очень бережно за ней ухаживают и даже музей в вашу честь создали.

Я пристально вглядываюсь в сиятельные лица - поняли ли меня граф и графиня. Вроде поняли. Можно откланяться, помечтав, что малоизвестные портреты наших земляков, хранимые в частной коллекции Эдмунда Армошко, когда-нибудь доберутся и до Минска.

Марыля - звезда Мицкевича

Давно хотела взглянуть на Марылю Верещаку - звезду пленительного счастья, великую музу поэтического гения Адама Мицкевича. Ведь как любил, страдал, ревновал к тому, за кого вынуждена была выйти замуж незабвенная Марылька, будучи сам навсегда отлучен от вечной возлюбленной!

Ну вот, увидела. Женщина с огромными глазами (в них - то ли вселенская печаль, то ли изумление перед жесткосердностью мира) взирает на меня - и я то приближаюсь, то вновь отхожу от скромных размеров портрета. Где роковая красота, где небесное очарование, где магнетизм взгляда?

Милая Мигле, заметив мои усилия, заразительно смеется: "Не вы первая разочарованы. Один иностранец мне даже сказал, что Марыля вообще уродина".

Ну, уродина не уродина, но, как на мой вкус, вполне заурядна. Вот Мария Чапская - дочь Кароля и Фабианы - настоящая красавица. Даже сегодня покорила бы подиум.

Но я быстро одергиваю свои непочтительные мысли: есть же в конце концов еще и красота духовная. И вообще, может, это разлука так подействовала на сохнущую по Адасю Марыльку. Чай не Галатеей была, а из плоти и крови состоящей музой. Подверженной всем страстям человеческим. Даже мужа могла уговорить, чтобы отпускал на свидания с рифмоплетом...

Ох уж эти знатные персоны - заговорить могут до смерти! Пора мне и честь знать - в свой век отправляться. Тем более что всех приятных особ все равно не обойду с поклонами: в картинной галерее, как сказала мне Мигле, 400 полотен и гравюр экспонируются. А еще примерно 200 картин выставлены в другом здании - во дворце Радзивиллов. И если в картинной галерее представлены полотна XVI - XIX столетий, то там - век XX.

А он - уже совсем другая история.

P.S. По возвращении в Минск смутное чувство беспокойства заставило меня открыть гербовые хроники. Ага, вот в чем дело: над висящим в вильнюсской коллекции портретом Кароля Чапского указано, что жил он с 1786 по 1852 год. Согласно же белорусским данным, даты выглядят несколько иначе: 1778 - 1836. Неужели был еще один Кароль? Я позвонила краеведу Анатолию Валахановичу, недавно издавшему книгу под названием "Графы фон Гутэн-Чапскiя" и задала этот интригующий вопрос. "Я 12 лет занимался родословной Чапских и могу сказать точно: Кароль Чапский, отец будущего известного коллекционера Эмерика Чапского, родился в 1778 году, а умер в 1836-м, похоронен в Станьково. У него действительно была жена Фабиана Обухович, на которой он женился примерно в 1817 году. Через год у них родилась дочь Мария-Силезия, умершая в 1897 году в Версале, куда вынуждена была эмигрировать по приказу властей в 1865 году. Других Каролей в те годы не было".

Да. Похоже, не раз воспетые мной Чапские ревнуют меня к Радзивиллам. Стоит только уделить побольше внимания другому знатному роду - тут же подкидывают интригу. Не интригуйте - со всеми разберемся.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter