Запарка в зоопарке

Директора старейшего и самого большого в стране Гродненского зоопарка Олега Жданкина я рассчитывал застать в рабочем кабинете. А увидел... в волчьем вольере в обнимку с хищниками...

Директора старейшего и самого большого в стране Гродненского зоопарка Олега Жданкина я рассчитывал застать в рабочем кабинете. А увидел... в волчьем вольере в обнимку с хищниками. Только после того, как звери получили из его рук завтрак, перестали резвиться и принялись за трапезу. Директор как ни в чем не бывало закрыл калитку. До обеда...


Подумалось в ту минуту: повезло же этой парочке серых на такого заботливого директора. Вольер у них новый и просторный, с едой проблем нет. Что еще надо в неволе? Подумал, и перед глазами всплыла совсем другая картина четырехлетней давности. Разорванные трубы теплосети, кипяток бьет фонтаном. В том горячем плену сварились в своей клетке волки. Смену им искали долго. Помогли полесские охотники, которые нашли вот эту дикую парочку. Так совпало, что она появилась в зоопарке вместе с новым директором. Олег Жданкин поделился своими секретами дрессировки хищников:


— На самом деле все получилось неожиданно, ведь я никакой не дрессировщик. До этого волки жили только в лесу, а когда их доставили нам, то никого к себе в вольер не подпускали и близко. Ни кормить, ни убирать. Что было делать? Вот я и решил их здесь приручить. Получилось не сразу, но постепенно мы подружились. И теперь в вольер звери пускают только меня. А когда ухожу, то они воют. Просто за душу берет...


«Волчья» история все–таки завершилась хорошо. Но сколько в последние годы здесь пострадало зверей! А все началось с того, что в зоопарке появились бульдозеры и другие машины. Дело, безусловно, нужное, ведь за многие десятилетия здесь не было даже простого ремонта, все помещения выглядели ужасно. В тесных вольерах и небольших клетках звери и птицы только мучились. Однако ремонт, начавшийся еще 8 лет назад, тянулся как резина. Денег не было, в год сдавалось всего по 1 — 2 объекта. При этом половину территории зоопарка, превратившегося в долгострой, раскопали. Да и строили спустя рукава. Доходило до абсурда. Вначале возводили здание, а потом вспоминали о замене коммуникаций. Из–за такого головотяпства и хлынул кипяток из старых труб, когда погибли волки.


Совсем другая картина на стройке сейчас. Когда я на днях пришел в зоопарк в 8 утра, то увидел 5 работающих кранов, десяток грузовиков и более 300 строителей из всей Гродненской области. То, что было упущено за эти годы, предприятие «Гроднооблсельстрой» наверстывает сейчас. Об объеме работ красноречиво говорят цифры: если за 8 лет было освоено 29,3 миллиарда рублей, то до конца этого года надо построить объектов на сумму еще 15,1 миллиарда. Темпы очень напряженные, но и помех у строителей теперь нет.


Олег Жданкин знакомит меня с новыми «квартирами» для своих обитателей:


— В ближайшее время откроется попугайник, ведутся отделочные работы в просторном террариуме, обезьяннике, аквариуме, достраивается необычный «Бабушкин дворик», что очень понравится нашим самым маленьким посетителям. На очереди — хозяйственный и кассовый комплекс, административное здание. Еще один новый объект в зоопарке — кафе и бар. И взрослые, и дети там смогут с пользой провести время.


Гродненский зоопарк невозможно представить без слона. Прежний его обитатель по кличке Сурак здесь прожил почти 40 лет и скончался в 2002 году. Для слона строится отдельное здание высотой в трехэтажный дом. Только после того как помещение будет готово, его примут международные эксперты — таково требование содержания этих редких животных в неволе. К слову, немолодой слон из московского цирка мог появиться в Гродно хоть сейчас, но жить ему пока здесь негде. Как и молодому дикому африканскому слону из Танзании, который тоже на примете. Но его доставка самолетом обойдется дорого да плюс еще стоимость самого животного — от 40 до 100 тысяч евро.


В списке у администрации зоопарка еще несколько редких животных. Среди них — самка амурского тигра, ее скоро привезут из Пензы. Есть также договоренность о сотрудничестве с зоопарком Каунаса. Только бы быстрее построить все вольеры, чтобы звери не ютились где попало...


Чувствует ли эти проблемы старейший обитатель Гродненского зоопарка аллигатор, можно только догадываться. В своей тесной ванне вечно спящий обитатель вьетнамских водоемов уже почти полвека. Никогда не болеет, не реагирует на шум и стрессы. Но и ему, самому спокойному жителю зоопарка, скорого новоселья тоже не избежать.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter