Замуровали себя на погибель…

Почти  в  100  высотных  домах  Минска  жильцы  самовольно  сделали  перепланировку  подъездов

Почти  в  100  высотных  домах  Минска  жильцы  самовольно  сделали  перепланировку  подъездов.  Какому  риску  они  подвергают  себя? 

Такого в своей журналистской практике я еще не видел. Жильцы домов прячутся друг от друга за тремя парами дверей, но им мало и этого… В самых обычных подъездах рядовых высоток вырастают настоящие линии обороны. «Укрепрайоны» отдельно взятых этажей. Вместе со старшим инженером столичного управления МЧС Павлом Глушковым мы заходим в третий подъезд дома № 3 по улице Бачило. Лифт привозит на 12-й этаж – и проверка начинается. Сверху — вниз.

Мы методично осматриваем узкие типовые коридорчики на 6 квартир. И не устаем удивляться: самодельные контейнеры с картошкой, саночки, старая мебель, шины, шкафы, вытяжки, посуда, стройматериалы… — блошиный рынок, да и только. На одном из этажей общий вход в тамбур явил поразительную картинку. За открывшейся дверью нас ожидали… еще две. Железные. Проход в обе стороны — направо и налево — наглухо замурован кирпичными стенами-перегородками. Видно сразу: гостей здесь «любят и ждут».

В четвертом подъезде того же дома мы находим еще пару таких коридоров. «Проект» тот же. Материалы варьируются от фанеры до листового железа. Звоним в одну из квартир, просим дать пояснения. Голос из-за баррикады: «Шныряют тут всякие. Оттого и отгородились!»

— Для профессионального домушника двери не преграда. А вот для самих жильцов подобная перепланировка представляет смертельную угрозу, — уверен Павел Глушков. — В общих коридорах высотных домов установлены датчики задымления и система принудительной вентиляции. Если вдруг пожар, она сработает автоматически и облегчит людям эвакуацию. А теперь представьте, что извещатель среагировал в другой, отгороженной кирпичной стенкой части коридора. Жильцы этих квартир не смогут выйти и рискуют задохнуться в дыму. 

Захламленные коридоры и глухие стенки-загородки на входе – все это мы еще не раз лицезрели в 12-этажке по улице Бачило, 3 и в двух ее близнецах — на Ротмистрова, 38 и Шабанах, 11. Предписание на устранение нарушений ЖЭС №106 получил еще в прошлом году. Пришло время очередного осмотра, а воз проблем и ныне там.

Директор ЖЭСа Любовь Гуща много говорила о безразличии жильцов, разъяснительной работе и дворовых сходах, которые проводят ее работники. Четверо мастеров раз в год осматривают весь вверенный жилфонд, на нарушителей составляется по 40—50 протоколов, которые затем передаются в администрацию Заводского района. Средний штраф за самовольную перепланировку – 1,5 миллиона рублей. Логично. Но как-то уж очень непоследовательно решается сама проблема: в прошлом году директор ЖЭСа заплатила 800 тысяч рублей штрафа после осмотра инспекторов МЧС. В феврале 2009-го в трех 12-этажках налицо аналогичные нарушения…

— Пока жареный петух не клюнет, никто не пошевелится. В коридоре 9-этажки по улице Шабаны, 13 летом загорелись ящики для картошки. Тогда многие перепугались и поубирали их. Что вы думаете, осенью все опять стояло на прежнем месте, — сетует Любовь Григорьевна. – С перепланировками вообще никакого сладу нет. В девятиэтажке по Ротмистрова, 36 (к. 5) мы долго просили и убеждали жильцов, а в ноябре прошлого года пришли и сами разобрали всю «самодеятельность». Так на нас в милицию коллективное заявление написали. Чуть отбились.

Других законных способов борьбы с нарушителями в ЖЭСе №106 не видят. А зря: они есть. И велосипед здесь изобретать не нужно… 

В управлении жилищного хозяйства Мингорисполкома признали: проблема существует и проблема массовая. С советских времен жильцы высотных домов начали перегораживать коридоры, а также выкраивать себе «карманы» возле мусорных шахт. И дело тут не столько в боязни квартирных воров, сколько в борьбе за хозяйственно-полезную территорию. Подвалов нет – куда девать банки, старую одежду, мебель, обувь и припасы на зиму? Нередко они скрыты от посторонних глаз за такими вот перегородками. Но закон есть закон: тамбур – собственность общедолевая и самовольно переоборудовать ее нельзя. В противном случае это уже нарушение и прямое ущемление прав остальных жильцов дома. Как же тогда ЖЭС может их защитить?

Шаг первый – письменно предупредить нарушителя. Шаг второй – составить административный протокол и обратиться в районный суд (штраф от 10 до 30 базовых величин). Шаг третий – подготовить исковое заявление с требованием привести межквартирный коридор в первоначальное состояние. Если жилец игнорирует и это решение, суд назначит своего исполнителя… В любом случае самовольно ломать имущество гражданина ЖЭС не вправе. В 2008 году в столичных судах слушалось 161 дело о самовольной перепланировке. Сколько межквартирных коридоров вернулось в свой проектный вид, сказать сложно: отдельно такая статистика в городе не ведется.

— По итогам проверок жилфонда Минска работники МЧС в прошлом году оштрафованы все 124 ЖЭСа. Из 790 высотных домов столицы перепланировки выявлены в 98, то есть более десятка в каждом районе. В 1970—80-е годы, когда шла массовая застройка Минска домами типовых серий, за подобное своевольство никого не наказывали. Поэтому когда мы брались за решение проблемы, сразу было понятно: предстоит проделать большую работу, — рассказывает Дмитрий Дубаневич, начальник управления надзора и профилактики столичного управления МЧС. – Увы, сами жильцы слабо представляют угрозу, которой подвергаются в случае переоборудования мест общего пользования. Ведь типовая высотка с ее вентканалами – это большая труба. В случае пожара распространение огня и продуктов горения происходит мгновенно. И если система дымоудаления нарушена, эвакуация людей многократно усложняется. Тем, кто собрался ставить очередную стенку у себя на этаже, есть над чем подумать…                 

От «Р». Остался в этой теме еще один тонкий, недосказанный момент. Как так получилось, что в пятиэтажной застройке города подвалы есть, а в 9—12-этажках нет? Проектировщики, с которыми мы беседовали, в один голос заверили: даже в советское время смета дома обсчитывалась в сторону уменьшения. Подвалы же, дескать, дополнительные удобства, да и хватило бы их в высотном доме только для трети жильцов. Чтобы было куда поставить закатку, лыжи и старый велосипед, раньше строили двухэтажные сараи на улице (но опять же не везде, а там, где заказчик мог себе это позволить). И вот сегодня принято решение горисполкома о сносе подобных конструкций вроде как за ненадобностью и ветхостью. Простите, а велосипед и банки куда прикажете – в коридор?            

На снимке:  Павел ГЛУШКОВ: подобные «баррикады» в общих коридорах высоток не редкость.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter