Законы экономики нельзя перехитрить

В списке делегатов, избранных от Гродненского района на II Всебелорусское народное собрание, значится имя известного в области председателя передового, преуспевающего хозяйства - колхоза "Свислочь" Василия ГУСТЫРЯ.
В списке делегатов, избранных от Гродненского района на II Всебелорусское народное собрание, значится имя известного в области председателя передового, преуспевающего хозяйства - колхоза "Свислочь" Василия ГУСТЫРЯ.

Он высококлассный специалист, реалист, живущий категориями экономики, мыслящий человек.

"О чем бы вам, Василий Николаевич, хотелось повести разговор на всебелорусском форуме?" - спросил я председателя.

- О будущем села, - ответил Густырь. - А оно зависит от общего состояния экономики, поскольку реформирования села без денег не получится. Вопрос, где их взять? Для каждого начинания нужен стартовый капитал. У нас действительно много всего производится - и мяса, и молока, и зерна, но все дорогое. Я недавно говорил с литовцами - так они готовы засыпать Беларусь своим зерном по цене чуть ли не в 2 раза ниже нашей. А 10 лет назад они были в одинаковых с нами условиях.

- Имея деньги, как можно добиться удешевления сельскохозяйственной продукции?

- За счет передовых технологий. Со своей старенькой - и физически, и морально устаревшей - техникой мы никогда не догоним немецкого фермера, который работает на "Джон Дире". И плуг у него такой, какой сейчас купил наш сосед, колхоз "Октябрь", 8-корпусный, оборотный, любо-дорого смотреть, или комбинированный агрегат, который за один проход делает выравнивание, рыхление почвы, вносит удобрение и сразу сеет. А мы ковыряемся на "Кировце" неизвестно каким плугом, а потом гоняем по 3 - 4 раза трактор, чтобы выровнять пахоту, - это сколько солярки тратится?

- Что же конкретно делать в наших условиях?

- Во-первых, лучше работать. И подтянуть пояса, как немцы это сделали после войны, все деньги отдали в фонд государства и год-два терпели.

- Да мы уже больше 10 лет терпим над собой эксперименты. Терпим и не знаем, что нас ждет завтра. И наше правительство не знает...

- В нашей экономике отсутствует логическая последовательность действий. Например, губернаторам и руководителям районов разрешена свобода действий. Но что они могут сделать? Только просить денег. Дайте мне денег, я построю современную ферму, молоко-мясо станет дешевле, его будет много и т.д. Но денег нет.

- Получается, нам никуда не деться от "шоковой терапии"?

- Никуда. Искусственное сдерживание цен ни к чему хорошему не приводит. Надо переболеть. Приведу пример. На овощи разрешили свободные закупочные цены, и все стали их производить: выгодно. Наступил избыток, и они подешевели. Рынок должен регулировать цену. Но при этом не стоит обольщаться - Германию, Штаты, Финляндию мы не догоним. Нужно несколько десятилетий, чтобы у людей поменялась психология иждивенчества. Хватит кормить за счет бюджета слабые хозяйства, хватит перепахивать лишнюю землю, которая ничего не производит. Ставку надо делать на такие хозяйства, как "Прогресс", "Октябрь", "Обухово". В каждом районе имеется несколько опорных, базовых хозяйств, рубль, вложенный в их экономику, дает отдачу.

- А как же остальные хозяйства, люди? Это не будет жестоко по отношению к ним?

- В первое время - да, жестоко. Но молодые, энергичные быстро осознают, что надо работать на себя, если хочешь выжить. А старикам, как и сегодня, государством гарантируется пенсия. Главное, примеры рядом, под боком - Литва и Польша. В той же Литве сегодня зарплата, пенсия выше, чем у нас, и продукты дешевле.

- С готовым рецептом выхода из кризисной ситуации в сельском хозяйстве не готовы выступить?

- Его у меня нет. Но неплохо было бы, чтобы группа умных людей его выработала, а Всебелорусское народное собрание обсудило. В осуществлении экономической реформы очень важно единство народа, осознание себя как нации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter