Закон сообщающихся карманов

Зарплата в $500 не должна привести к коллапсам на валютном рынке

Увеличение зарплаты к концу года до $ 500 в эквиваленте не должно привести к коллапсам на валютном рынке

Участившиеся в последнее время слухи о возможной девальвации белорусского рубля не имеют в своей основе никаких объективных предпосылок. С таким заявлением выступил глава Национального банка Петр Прокопович.

Масла в огонь девальвационных ожиданий подбавило решение сразу на 31—34 %, до Br 118—120 тыс., повысить ставку первого разряда. Резко возросшие доходы населения, по мнению многих аналитиков, могут таить в себе подводные камни, ведь с увеличением объема наличных денег многое будет зависеть от экономического поведения граждан. Если прирост зарплаты белорусы направят в банковские вклады, это хорошо, а вот если эти средства уйдут на покупку долларов и евро в обменных пунктах, итог может получиться совсем не радостным…

Председатель правления Нацбанка Петр Прокопович усомнился в необходимости повышать тарифную ставку первого разряда в один присест. По его мнению, увеличивать зарплаты следовало бы равномерно. При этом в необходимости доведения зарплаты до отметки в $ 500 Петр Прокопович не сомневается. «Основой для экономического роста страны является внешний и внутренний спрос. И если мы не будем наращивать зарплату и потребительские возможности населения, у нас нет будущего и не будет развития экономики», — пояснил он.

Сегодня Нацбанк не видит угрозы дестабилизации валютного рынка в связи с ростом зарплат и готов выдать реальному сектору столько кредитов, сколько потребуется. Вместе с тем проведенный недавно главным финучреждением страны мониторинг показал, что девальвационные настроения в реальном секторе экономики сегодня идут по восходящей. На ослаблении рубля настаивают отдельные белорусские экспортеры, которым подобная мера позволила бы продавать свои товары на внешних рынках на более выгодных условиях. Впрочем, по мнению специалистов Нацбанка, меры по ослаблению белорусского рубля на сегодняшний день неоправданны. Ведь у девальвации всегда и обратная сторона – увеличивающиеся затраты на импортную продукцию, а в условиях, когда с отрицательным внешнеторговым сальдо решено покончить к 2013 году, такие меры недопустимы.

Курсовая политика Нацбанка в первом полугодии проходила в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики. На 1 июля 2010 года курс рубля к корзине валют составил Br 1025,16, укрепившись с начала года на 1,1 %. В настоящий момент белорусский рубль слабеет по отношению к доллару и российскому рублю, но вот в отношении европейской валюты, напротив, демонстрирует свою сильную позицию. «В среднесрочной и долгосрочной перспективе только стабильный курс национальной валюты является необходимым условием для постоянного экономического роста», — убежден глава Нацбанка.

Еще одним стимулятором национальной экономики должно стать кредитование реального сектора. Если к концу года предприятия наберут достаточно кредитов, тем самым увеличив требования банков к экономике на 36—40 % по отношению к прошлому году, можно будет говорить о качественном росте финансового рынка страны. Но на сегодняшний день предприятия ведут себя достаточно вяло — требования банков к экономике за полгода выросли всего на 12,6 % (до Br 74,7 трлн.). «Если в начале года банковской системе не хватало средств, то уже четвертый месяц подряд у нас избыточная ликвидность, и Нацбанк изымает у банков лишние ресурсы, — аргументирует глава Нацбанка. — В данном случае проблема сокрыта не в банковской системе, а в реальном секторе экономики, который пока не может предоставить нужное количество бизнес-планов, особенно по эффективным и окупаемым инвестиционным проектам». Впрочем, в главном финучреждении страны уверены: потребность предприятий в заемных ресурсах возрастает к концу года. По крайней мере, именно второе полугодие в нашей стране традиционно считается временем, когда предприятия проявляют активность в выстраивании диалога с кредитными отделами банков.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter