Закон сохранения энергии

В минувшие выходные в Минске прошла международная конференция.
В минувшие выходные в Минске прошла международная конференция.

Выражаясь канцеляризмом, привлекшая широкое внимание общественности - той ее части, которая аккумулирует и разрабатывает новые идеи с перспективой на завтрашний день.

Тема состоявшейся конференции такова: Польское территориальное самоуправление и модель регионального развития в Беларуси.

Почему, собственно, все это нас интересует?

Вот уже несколько лет как наше общество пребывает в поисках. Ищем стержень, основу, можно сказать даже высокопарно, - национальную идею нашего дальнейшего развития. Объединяющее нацию начало уже как будто забрезжило впереди. Идея сколь проста, столь и сложна: ставка на собственные силы. Вопрос стоит так: а кто мешает каждому из нас заработать 100 долларов?! И он не столько вопросительный, сколько побудительный.

Но... Это только одна сторона медали - личная предприимчивость гражданина, которую надо всячески поощрять.

С другой стороны, должна быть готовность общества (общины на уровне микрорайона, квартала или, скажем, 16-этажного дома, в котором живу я) - переложить груз ответственности с плеч государства на свои собственные.

Как показывает опыт многих стран, экономический взлет основан на соединении капитала и коллективного самоуправления.

Одна из этих двух составляющих у нас была. Имею в виду Советы, начиная с сельского и выше. Но они есть и сейчас, возразят мне. Да, есть, но, как известно, вся полнота власти в республике принадлежит исполкомам. Исполкомы не несут ответственности ни перед Советами, ни перед населением. Правда, предусмотрено, что 2 раза в год вертикаль должна все же отчитаться перед гражданами во вверенной ей территории. Но кто из нас заслушивал отчет председателя райисполкома? Вопрос риторический... Да и есть ли смысл в таких отчетах, если результатов никаких. Нижестоящий начальник назначается и снимается вышестоящим, а не нами. То есть население сегодня не имеет рычагов воздействия на местную власть. Не отсюда ли всеобщая апатия и запустение (в прямом смысле слова) дома, в котором мы живем?

Хотя на бумаге существует прописная система местного самоуправления, в которую включены Советы депутатов, органы общественного территориального самоуправления, которые могли бы создаваться в микрорайонах, квартирах и многоквартирных домах, в деревнях, а также различные формы прямой демократии - местные референдумы, собрания жителей и др.

Однако, как отмечают эксперты, традиции коллективной политической активности в рамках диалога граждан с местной властью так и не сформировались.

Один из ведущих специалистов в этой области - заместитель директора Института экономики НАН доктор экономических наук Владимир Фатеев не считает сложившуюся систему управления эффективной по двум причинам. Во-первых, сказал мне в интервью Владимир Сергеевич, правительство должно созреть до понимания, что нельзя ему всем заниматься вплоть до колодцев и заготовки дров на зиму... Рано или поздно систему придется децентрализовать, ибо она экономически неэффективна. Считается, что община может сама заработать до 50 процентов необходимых средств. А с другой стороны, считает ученый, при существующей ныне системе чиновники сидят и ждут, что им скажут. Каждый уровень вертикали работает сам по себе по принципу: я сверху начальник, а ты подчиненный. При этом исключается всякая инициатива.

Однако мой собеседник считает очень важной точкой отсчета сентябрь этого года, когда состоялся Съезд Советов депутатов всех уровней. Президент в своем докладе на Съезде отметил, что в республике сложился высокий уровень политической стабильности и это создает предпосылки для перераспределения функций между центральными и местными органами власти. Сегодня разрабатывается проект декрета Президента по вопросам местного самоуправления. Существует даже несколько концепций самоуправления, одна из которых принадлежит и доктору Фатееву, занимающемуся региональной экономикой всю жизнь.

Так что, как резюмировал Владимир Сергеевич наш разговор, состоявшийся, кстати, в кулуарах конференции, не надо считать нас сермяжной Беларусью. У нас нет комплекса неполноценности. Разработанных концепций хватает. Была бы политическая воля!

...И в заключение пару слов о польском опыте, о котором рассказали председатели советов гмин, поветов и ассоциаций.

Главные итоги десятилетнего самоуправления в Польше вкратце таковы.

Административная реформа освобождает огромную активность граждан - и не только в смысле политическом, но и в экономическом. Именно гмины провели там приватизацию услуг, торговли и т.п. В этом смысл высказывания профессора Кулеши, отца польского самоуправления, о том, что польское местное самоуправление является соавтором экономического развития страны.

Далее. Отдав полномочия, касающиеся местной жизни, от центра гминам, поляки одновременно создали совместную комиссию, с одной стороны которой - ведомства и министерства, а с другой - выборные народом председатели советов гмин, городов, поветов и воеводств. Таким образом, обеспечиваются социальное партнерство, постоянный диалог между властями и обществом. Канал обратной связи верхов и низов.

И, наконец, самое, на мой взгляд, главное. Как сказал посол Республики Польша Марьюш Машкевич: Самоуправление не является неким бароном Мюнхгаузеном, который способен сам себя вытащить за волосы. Самоуправление в Польше опирается на собственность и обладает реальной собственностью, записанной в ипотечных книгах.

...Как мне кажется, те самые 100 долларов, заработать которые мы призываем гражданина, буквально валяются под ногами - во дворах, в разбитых подъездах, в не открытых еще мастерских... Вот где истоки здоровой, а не теневой экономики - на базе местного самоуправления.

Это тот уровень, где, как сказал депутат сейма Тадеуш Врона, и человек, и общество уходят от своего эгоизма, чтобы достичь общего блага.

Это, конечно же, не быстрый процесс. Скорее - медленный марш, но он ведет в будущее, потому что играет на лучших качествах людей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter