Закон и творчество

С момента создания в ноябре 1997 года Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте (НЦЗД) подготовил более 1.
С момента создания в ноябре 1997 года Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте (НЦЗД) подготовил более 1.500 экспертных заключений. Если это количество разделить на 5 лет, то получится примерно по одному заключению на каждый день. О буднях, достижениях и перспективах уникального центра рассказал его директор Игорь АНДРЕЕВ.

- Игорь Степанович, чем была вызвана необходимость создания такой структуры при Президенте?

- До 1997 года в стране отсутствовал системный подход к подготовке нормативных актов. Время ведь переходное, нормотворчество шло бурно, а сами акты разрабатывались слишком поспешно, без должного информационного и аналитического обеспечения. Законодательство было разбалансировано: еще действовали законы союзные и той нашей республики, которой де-факто и де-юре уже не было, в большом количестве появлялись положения суверенной Беларуси. Президент поставил перед нами цель повысить уровень подготовки проектов правовых актов и создать единую систему законопроектной деятельности.

- Как выстроилась единая система, из каких элементов состоит сейчас?

- Мы готовим и выносим на утверждение Президентом государственные программы подготовки проектов законов, проекты нормативных актов и международных договоров. Это, как, надеюсь, понимают читатели, только один из блоков системы. Другой, который можно назвать основным, - экспертиза проектов нормативных правовых актов. Также за центром закреплены и другие немаловажные функции: методическое руководство законотворческим процессом в масштабах страны, ведение Свода законов государства, многочисленные и разнообразные аналитические и научные исследования в области права.

- Интересно, а как проекты закона проходят у вас экспертизу?

- Для каждого законопроекта процедура экспертизы обязательна: без этого он не может попасть на парламентскую сессию. Суть исследования в том, что наши специалисты оценивают проект по разным параметрам: соответствует ли он Конституции, решениям Главы государства, требованиям унификации законодательства России и Беларуси, совместимости с действующим законодательством. Есть и многие другие критерии, которым должен соответствовать проект.

- Из вашего рассказа ясно, что центр и сам разрабатывает проекты законов. Как рождаются те нормы права, которые потом, когда их принимает парламент и утверждает Президент, законопослушные граждане обязаны соблюдать и исполнять?

- За 5 лет мы подготовили почти 250 проектов законодательных актов, в том числе проекты 22 кодексов и 14 проектов международных договоров и решений международных организаций. Краткий перечень кодексов показывает, что центр - из числа тех структур государства, которые регулируют, можно сказать, жизнь человека: гражданский, трудовой, о браке и семье, банковский, об административных нарушениях, уголовный. Юристы-аналитики НЦЗД, выстраивая проекты законодательных сводов, используют системный подход. Специалисты исследуют законодательство, по возможности максимально полно изучают правоприменительную практику. Анализируют, как правило, зарубежный опыт. На основе всего этого и разрабатывается концепция законопроекта. Потом обсуждают правовой "продукт" на заседаниях рабочих групп, шлифуют детали, согласовывают со всеми организациями и государственными структурами, сферу деятельности которых затрагивает проект.

- Еще центр, насколько мне известно, - это школа законотворчества, высшая, наверное, школа университетского или академического уровня, поскольку работают здесь очень квалифицированные специалисты.

- Мы готовим большое количество методических материалов, необходимых при подготовке проектов законов. Прежде всего это временные методические правила, рекомендации по подготовке законов, методика переработки законодательства бывшего СССР. Список можно продолжать. Проводим семинары для депутатов по предмету "Законотворчество". Представители госорганов сами постоянно обращаются к нам за консультациями.

К вопросу об уровне центра и его кадров... Подготовка законопроектов - процесс, протекающий в реальном времени. Именно поэтому мы широко используем современные информационные технологии. Например, создали прикладную программу "Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов". Сейчас она установлена во всех государственных органах и успешно используется, ускоряя процесс нормотворчества и гарантируя качество конечного продукта.

- Игорь Степанович, 15 ноября центр отметит первый скромный пятилетний юбилей. Что предстоит на шестом году существования и далее в перспективе?

- Продолжим формирование Свода законов страны как полного систематизированного собрания нормативных правовых актов. За 5 лет мы подготовили более 280 научных и аналитических справок, в том числе правовых комментариев и обзоров законодательства - список, понятно, будет пополняться. Сейчас работаем над выпуском специального юридического журнала "Законотворчество", в котором, помимо информации о новациях в законодательстве, комментариев и справочного материала, будут печататься материалы аналитических исследований наших сотрудников. В перспективе - внедрение в нормотворческую практику комплексной экспертизы. Коротко можно выразиться так: нет предела совершенствованию законодательства. Сегодня мы подводим черту и делаем выводы, а завтра - двигаемся дальше.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter