Закон должен быть справедлив

Темы либерализации, гуманизации уголовного законодательства на совещаниях у Президента в различном контексте звучали не единожды...
Темы либерализации, гуманизации уголовного законодательства на совещаниях у Президента в различном контексте звучали не единожды. Идет, например, разговор о создании еще более привлекательной среды для развития бизнеса, обязательно всплывет вопрос об обоснованном предпринимательском риске. Когда простое неудачное (без умысла) бизнес–решение привело к причинению ущерба, надо ли за это наказывать? Не раз поднимался и вопрос декриминализации деяний, которые не несут большой общественной опасности. Я здесь не большой специалист, но вот нашел в УК статью, по которой хитрец, наклеивший использованную почтовую марку на конверт, может запросто схлопотать полгода ареста. А не проще ли проучить его весомым административным штрафом, чем содержать под охраной за госсчет? Подобных примеров можно привести достаточно. Но принимать по каждому параграфу отдельный закон тоже неразумно. Поэтому логичнее свести все предлагаемые новации в единый документ. Что и было сделано по поручению Президента. Проект обсуждался на совещании о дальнейшем совершенствовании уголовного и уголовно–процессуального законодательства.

Документ предусматривает внесение ряда поправок в Уголовный, Уголовно–процессуальный, Уголовно–исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально–исполнительный кодекс об административных правонарушениях. За последние годы это самый широкий и заметный шаг в сторону либерализации и гуманизации уголовного законодательства.

Список новаций в юридической транскрипции звучит так. Исключается противоправность деяния при деловом риске. Вводится институт досудебного соглашения о сотрудничестве. Внедряется процедура уголовно–правовой компенсации. Декриминализируются отдельные деяния, не представляющие большой общественной опасности. Смягчается ряд статей УК. Оптимизируются сроки наказаний. Вводятся альтернативные виды ответственности. Ряд статей законопроекта предусматривает введение штрафа вместо лишения свободы, уточняются возможности применения залога. Предложены и некоторые другие преобразования. Подобные механизмы есть в законодательствах разных стран. В основном они работают эффективно. Но Президент все же заостряет внимание на том, что к их введению у нас надо подходить максимально взвешенно:

— Необходимо учитывать все возможные последствия предлагаемых мер и ясно представлять механизм их практической реализации. У нас должна быть твердая уверенность в том, что предусмотренная проектом оптимизация уголовно–правовых инструментов не приведет к безнаказанности лиц, совершивших деяния, безусловно опасные для государства, общества либо наших граждан.

Президент выделил, что органам уголовного преследования необходимо иметь набор средств для борьбы с коррупцией и иными преступлениями. Но актуальна и другая сторона вопроса:

— Выработанные меры должны действительно раскрепостить деловую инициативу в условиях объективно существующего предпринимательского риска. Уголовный закон не должен быть пугалом для субъектов хозяйствования, действующих строго в рамках правового поля и никак не связанных с криминалом. Следствие и суд, руководствуясь соответствующими нормами, должны давать адекватную правовую оценку совершенным деяниям... Очень важно принять четко выверенное решение, которое бы отвечало интересам нашей страны и нашего общества. Любые изменения в законы, нормативно–правовые акты, законодательство вообще должны иметь определенную причину, и самая главная из них — это то, что в обществе уже назрела ситуация такая, что без них невозможно обойтись. Мы должны идти исключительно от жизни. Здесь нам абсолютно не нужна никакая спешка. Надо иметь в виду ситуацию, в которой мы живем, в которой развивается государство, общество, в которой живут наши люди... Интересы государства и нашего человека должны лежать в основе любых преобразований, реформ, новаций.

Обсуждение законопроекта состоялось глубокое. Оно показало, что даже в юридических кругах нет единого мнения по некоторым предлагаемым новациям. Например, по досудебному соглашению о сотрудничестве. Есть вопросы и к предлагаемому разделению понятий экономического и делового риска. Здесь важно соблюсти тонкий баланс, чтобы такие риски не стали лазейкой для должностных преступлений и коррупционных проявлений.

Итогом разговора стало решение вынести законопроект на совместное обсуждение депутатов и представителей деловых кругов.

Советская Белоруссия №150 (24287). Среда, 14 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter