Загребай!

В планах сборной по гребле на байдарках и каноэ – две олимпийские медали

В планах сборной по гребле на байдарках и каноэ – две олимпийские медали


Гребля на байдарках и каноэ — знаковый для Беларуси вид спорта. Именно он принес нашей стране первое олимпийское «золото». В 1960 году Леонид Гейштор и Сергей Макаренко выиграли дистанцию 1.000 метров на каноэ–двойке. В дальнейшем белорусами были завоеваны еще 8 золотых олимпийских наград!


Наши гребцы всегда держали марку, а сам вид развивался очень гармонично и стабильно, без перепадов. Чтобы не быть голословным, приведу годы завоевания белорусами золотых олимпийских медалей: 1960–й, 1972–й, 1976–й, 1980–й (3 медали), 1988–й (2 медали), 1992–й. Небольшой спад в развитии гребли предсказуемо произошел после развала Союза. Вернуться на прежний уровень было трудно: не хватало главного — финансирования и материальной базы. «С момента обретения Беларусью суверенитета мы добились значительного прогресса, — утверждает главный тренер сборной Владимир Шантарович. — Поначалу даже не могли претендовать на медали чемпионата Европы. Примерно с 2000 года потихоньку начали обращать на себя внимание и входить в мировую элиту. Сейчас, например, мы смело можем замахиваться на 9 медалей континентального первенства». То, что процесс пошел, подтверждают и бронзовые награды Романа Петрушенко и Вадима Махнева на Олимпиаде 2004 года в Афинах. Это было первое попадание белорусов на олимпийский пьедестал со времен выступления отдельной командой. Сегодня, перед Играми в Пекине, на сборную по гребле на байдарках и каноэ возлагаются большие надежды: сразу в нескольких дисциплинах наши гребцы реально претендуют на «золото». На прошлой неделе, перед отъездом команды на этап Кубка мира в Дуйсбург, корреспондент «СБ» наведался к нашей сборной в гости — на тренировочную базу в Бресте.


На специальных стойках лежат два каноэ: одно — белое, другое — черно–красное. Возле второго копошатся люди, что–то сверлят, подкручивают, стесывают. «Новая лодка, только сегодня доставили, можно сказать, вы будете присутствовать при историческом моменте, ее сейчас ребята впервые опробуют, — удовлетворил мое любопытство олимпийский чемпион и один из тренеров сборной Виктор Ренейский. — Вот на этой белой (Виктор Иосифович указывает на первую лодку) парни чемпионами Европы недавно стали. Теперь надо подобрать им лодку для Олимпиады, пусть выбирают из двух. Кстати, это не слишком дешевое удовольствие. Такая лодка стоит около 5 тысяч долларов. Как машина...» На вопрос: «А для кого все–таки эта лодка?» — тренеры хитро подмигивали и уклончиво отвечали: «Для будущих олимпийских чемпионов». Уже позже удалось выяснить, что лодку привезли для братьев Александра и Андрея Богдановичей, ставших чемпионами Европы на олимпийской дистанции 1.000 метров.


Спустили на воду. Опробовали. Выставили вверх большой палец — класс! Впрочем, у Александра и Андрея еще есть время определиться с олимпийской лодкой. Выбор сложный, взвесить надо каждую деталь, каждое преимущество и недостаток. «В мое время таких красавиц не было, — говорит Ренейский. — Парк лодок обновился. Хотя в гребле ничего особо не изменилось, есть один принцип — быть быстрее».


Вся сборная постепенно выходит на воду, и начинается тренировка. Мы с главным тренером направляемся к одному из катеров и выходим вслед за спортсменами. В катере, наблюдая за тренировкой, беседуем.


— Владимир Владимирович, вы довольны ходом подготовки к Олимпиаде? Все ли сделано? Не возникали ли проблемы?


— Все, что было запланировано, выполняется. Пока никаких накладок. Специально для Олимпиады нам купили новый инвентарь, самый современный, лучшего в мире сегодня нет. Благодаря Министерству спорта и туризма с финансированием тоже полный порядок. Выезжали на все плановые сборы, соревнования. Сейчас индивидуально подгоняем новые лодки под спортсменов. После Олимпиады в Афинах у нас в стране вообще отношение к гребле внимательное. Но предела совершенству нет. Хотелось бы увеличить число детско–юношеских школ, географию: Витебская область, например, почти не охвачена, Могилевская... Да и имеющиеся базы в порядок надо бы привести.


— А какие у нас главные центры развития?


— Петрушенко и Литвинчук из Мозыря, Абалмасов и Махнев из Минска, перспективные «сборники» — из Гомельской области. Мужское каноэ — Бобруйск. Все женщины — Гомельская область.


— На недавнем чемпионате Европы белорусы завоевали немало медалей. Вы специально подводили подопечных к этому старту?


— Нет! Чемпионат Европы для нас был учебно–тренировочным сбором по развитию скоростно–силовых качеств. Точно такую же тренировку мы могли провести на канале в Бресте, просто на чемпионате Европы еще и медали можно было взять. Ни на какой пик формы мы не выходили.


— В прошлом и позапрошлом годах вы были на соревнованиях в Китае. Адаптация может доставить хлопот?


— То, что мы опробовали олимпийский канал, — очень хорошо. Он практически ничем не отличается от стандартных. Разница только в климате. Очень большая влажность. Но ничего, справимся. На 8 — 9–й день пребывания показывали уже хорошие результаты.


— Когда планируете вывести спортсменов к идеальной форме?


— В конце июня должны показать 100 процентов модельного прохождения, если нам позволит погода. Потом уже будем работать исключительно над индивидуальными стратегиями под соперников.


— И кто же наши главные соперники?


— Немцы, венгры, поляки и китайцы... Мы рассчитываем попасть в пять финалов и в этих финалах предполагаем завоевать две медали. Конкуренция острейшая. Думаю, в каждом финале 5 — 6 лодок будут «влетать» в одну секунду. Главные надежды? Конечно, это Махнев — Петрушенко, двойка–байдарка на дистанции 500 метров. Ждем результата и от двойки–каноэ братьев Богдановичей, байдарка–четверка в составе Махнев, Абалмасов, Литвинчук, Петрушенко тоже может зацепиться. Я практически уверен, что медали будут.


— Чего–нибудь опасаетесь перед Олимпиадой?


— Только травм или болезней. Допинговые проверки вообще не доставляют никакого беспокойства и волнения. Кстати, еще с прошлой осени нас штурмует ВАДА. Ко многим странам вообще не лезут, а нас «тиснут». Правда, сейчас притихли. Видимо, дошло, что у нас они ничего не найдут.


Тренировка подходит к концу. Гребцы заносят лодки на склад. Но не все. Некоторые, после того как подсохли, пакуют в чехлы и грузят на прицеп машины. «В Пекин отправляем, — объясняет Владимир Шантарович. — Будут доставлять в специальном контейнере на корабле. Бывает, что лодки ломаются в пути, тогда уже на месте приходится их срочно чинить».


Подхожу к лидерам сборной Махневу и Петрушенко.


— Вы со своей олимпийской лодкой уже определились?


Махнев: В прошлом году нам купили новую, на ней отходили весь сезон и остались довольны. В этом году приобрели усовершенствованную модель. Протестировали. Старая оказалась лучше. На ней и пойдем на Олимпиаде. Вот отправляем ее в Пекин.


— Вы довольны тем, как идет подготовка к Играм?


Махнев: Вполне. Постепенно наращиваем, улучшаем секунды, думаю, к Пекину выйду на пик.


Петрушенко: Все идет по плану. Ничего в подготовке не меняем даже по сравнению с прошлым годом. Работаем по налаженной схеме.


— У вас есть предпочтение по погоде?


Петрушенко: В принципе, нам все равно, какой ветер, но в последнее время больше нравится гоняться при попутном.


— Как вы оказались в гребле, а затем и в одной лодке?


Махнев: Мама, папа, дядька, сестра — все гребцы. Сел в лодку в возрасте, когда еще сам весло поднять не мог. А с Ромой, когда в первый раз сели в одну лодку, плохо получалось. Ни тренеру, ни самим не понравилось. Наш дуэт сразу расформировали, по сути, не успев создать. А через два года снова попробовали, и лодка вдруг полетела, как дурная. Так до сих пор.


Петрушенко: Когда второй раз сели вместе, действительно, словно влились. Черт его знает, почему с первой попытки не удалось. Может быть, в первый раз просто форма у Вадима была не лучшая. А в греблю пришел из–за того, что рыбалку очень люблю, вот меня и тянуло к воде.


— Вы идеальный дуэт?


Петрушенко: Не сказал бы. Идеальных не бывает.


Махнев: В теории я должен быть точно таким, как Рома. Если бы в лодке сидели два Ромы, то она шла бы быстрее. Я сижу вторым и должен подстраиваться под движения Ромы: чем точнее повторишь, тем лучше.


— По характеру вы схожие?


Махнев: Не очень. Рома более спокойный.


— Вне спортивной жизни дружите?


Петрушенко: Нас нельзя назвать близкими друзьями. У нас разные увлечения. Мы все–таки больше партнеры, чем друзья.


— Об Олимпиаде много думаете?


Махнев: Это будет вторая наша Олимпиада. Так что все по накатанной.


Петрушенко: Надо выступить в свою силу. Прогнозировать я не люблю. При хорошем раскладе будет медаль, только вот вопрос какая. Это спорт, сильно я не расстроюсь, если не выиграем. Я бы вообще не сказал, что «золото» — моя мечта.


— И кто у вас его может отобрать?


Петрушенко: На 500 метрах в двойке немцы безоговорочные лидеры. Хотя в прошлом году на чемпионате мира мы показали, что с ними можно бороться, — уступили совсем чуть–чуть. У них уже накопился очень большой психологический груз. Очень тяжело выигрывать, а потом каждый раз выходить на дистанцию и отстаивать свой титул.


Махнев: Моя цель — выиграть у немцев, а это и будет «золото».


— В какой дисциплине у вас больше шансы на медаль?


Петрушенко: Шансов больше в двойке. Мы считаемся вроде как одними из фаворитов. Но не исключаю, что и в четверке что–то приятное будет.


— По сравнению с Олимпиадой в Афинах вы прибавили?


Махнев: Думаю, да. Опыт в гребле очень важен. С ним многое приходит. Теперь, например, я никогда не поменяю лодку перед стартом. На чемпионате Европы вот был случай. Тренировались долго на одной, а выступать сели в другую. Прошли дистанцию неважно.


После разговора ребята пригласили к себе в гостиничный номер посмотреть видеозаписи с предыдущих чемпионатов мира и Европы. Вадим включил на ноутбуке запись чемпионата мира 2007–го. И хотя я знал результат этой гонки, кулаки за своих соотечественников сжимал автоматически. В том финале белорусы уступили немцам десятые доли секунды и завоевали серебряные медали. Пора брать реванш...

 

Звездные дорожки


Лет пять назад довелось побывать в Бресте на чемпионате Беларуси по гребле на байдарках и каноэ. Хорошо помню прежний гребной канал, на котором проходили соревнования. Был он, прямо скажем, не ахти. И вот когда на прошлой неделе снова посетил Брест, не поверил своим глазам: так преобразилась база наших гребцов. Теперь это большой современный комплекс с уютной и красивой гостиницей, большим парком лодок, современным табло и непосредственно самим каналом, который стал значительно шире. Глядя на весь этот шик, сразу понимаешь, почему наши сборные по гребле предпочитают готовиться именно здесь, а не разъезжаются по заграничным сборам.


— Старый и новый канал — небо и земля, — констатирует старший инструктор–методист Иван Бушкевич. — Разница огромная. До реконструкции он уже был практически непригодным для серьезных соревнований. А сейчас ходить по нему одно удовольствие. Теперь на канале 10 дорожек, причем они универсальные: обустроены в одинаковой степени как для академической гребли, так и для гребли на байдарках и каноэ. Без преувеличения скажу — это комплекс мирового уровня, таких на планете всего два–три. После реконструкции закупили новые катамараны, катера для тренеров, обновился парк лодок. Национальные сборные Беларуси постоянно готовятся у нас. Вот сейчас тренируются байдарочники и каноисты, которые от нас поедут на этап Кубка мира в Дуйсбург. До Олимпиады они больше к нам не приедут. Зато вплоть до 20 июля на брестском канале будет готовиться сборная по академической гребле. За время пребывания национальных команд на нашем канале не было ни одного нарекания по спортивной части! Единственное, в связи с нашим климатом белорусы не могут тренироваться здесь в холодную погоду и тогда выезжают в более теплые страны. К слову, наше сооружение вообще не простаивает. На нем каждый день проходят тренировки. В центре олимпийской подготовки по гребле, который размещается на территории комплекса, занимаются 580 детей: 323 академической и 257 греблей на байдарках и каноэ! Приятно, что столько ребят ходит к нам. Это правильно — такое сооружение должно давать отдачу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter