Загадочная формула БЕНЗИНА

Практически на каждой пятой российской заправке в баки автомашин заливают нелегально произведенное топливо.
Практически на каждой пятой российской заправке в баки автомашин заливают нелегально произведенное топливо. Такие неутешительные цифры прозвучали недавно из уст чиновников, проводивших мониторинг автозаправочных станций. К сожалению, есть все основания для предположения, что ничуть не лучше ситуация и у нас в республике.

В принципе, проблема левого бензина - не нова. Попытки разбавлять топливо предпринимались ушлыми "коммерсантами" давно. Однако если грубые эксперименты с добавлением в высокооктановые бензины низкооктановых, как правило, достаточно быстро вскрывались, то с нынешним "бизнесом" все намного сложнее.

Современные химические технологии позволяют с помощью различных присадок повышать октановое число, при этом выдерживая все основные показатели, по которым сегодня проходят проверку бензины. Естественно, что стоимость присадок несравненно ниже, чем равнозначного по объему высокооктанового бензина. То есть взяв, к примеру, АИ-92, "специалисты", схимичив, получают АИ-95. И этот новоявленный бензин без проблем проходит проверку в лабораториях по тем двум десяткам показателей, которые принято сверять. Разница в стоимости бензинов колоссальная, и прибыли с избытком покрывают все затраты на "химию", оставляя солидные прибыли предприимчивым дельцам.

Экономический ущерб от подобной деятельности для государства, по самым скромным подсчетам, измеряется несколькими десятками миллиардов рублей. Серьезно страдают и официально работающие нефтеперерабатывающие заводы. Понятно, что посредникам выгоднее брать более дешевый товар, на котором с помощью нехитрых махинаций с бухгалтерскими бумагами можно получить большую прибыль. А конкурировать по ценам однотипный заводской бензин с нелегальным физически не может.

Есть и еще один аспект этой проблемы - качество. Сегодня никто не может однозначно утверждать, что тот или иной нелегальный бензин плохой или хороший. Действующим стандартам грамотно сделанный "химический бензин" отвечает. Но вот как он воздействует на двигатель, какие выхлопы - загадка. То есть узнать, конечно, можно. Но для этого нужно провести специальные дорогостоящие испытания и тесты. Кому это надо? Как показывает практика - никому. Несмотря на вроде бы огромную армию автолюбителей, заинтересованных в качественном топливе, выступить на их стороне некому.

А то, что такое положение на руку определенной категории предпринимателей, - факт. Они кровно заинтересованы, чтобы как можно дольше сохранялась подобная ситуация. Скажем откровенно: для них несовершенная, устаревшая система контроля качества топлива - золотое дно.

В то же время контроль качества - это единственный ключ к решению создавшейся проблемы.

Наиболее наглядно это видно на примере изготовления водки. По технологии при выпуске конкретного сорта и вида, предположим, необходимо использовать зерно. Однако "народные умельцы" решили сэкономить на дорогом зерне и использовали дешевый овес с различными ароматическими и вкусовыми добавками. По цвету и вкусу полученный продукт получился как заявленная водка, но это будет подделка. В итоге за грошовый товар покупатель может заплатить как за высококачественный продукт. Определить же фальсификацию можно, только проведя соответствующий тест. И когда выяснится, что состав отличается от определенного ТУ, все станет на свои места. Точно так же необходимо поступать и с бензинами.

Как признались россияне, у них пока нет аппаратуры, способной оперативно распознавать подделки. Но это у них. А теперь самое любопытное: в Беларуси такое оборудование есть! Однако на практике оно фактически не используется.

По словам заведующего лабораторией Института ядерных проблем БГУ Сергея Черепицы, на их анализаторе качества автомобильных бензинов "UniChrom-Petro" можно проводить тесты, которые показывают, соответствует ли ТУ тот или иной продукт. Разработанные БГУ анализатор качества и методика выполнения измерений прошли метрологическую аттестацию и допущены для использования при контроле качества бензинов в процессе производства и реализации. В 2001 году лаборатория прошла аккредитацию в Госстандарте на выполнение испытаний автомобильных бензинов. Но, скажем откровенно, по разным причинам очереди на проведение тестов нет.

А задуматься все же есть над чем. К примеру, только за май - июнь этого года лаборатория провела по заданию контролирующих органов порядка 20 анализов представленных образцов автомобильных бензинов. Четверть (!) из них не соответствовала заявляемому качеству. Неудивительно, если в итоге выяснится, что у нас в стране реализуется нелегального бензина еще больше, чем в России...

Как считает Сергей Черепица, организация республиканской системы сертификации автомобильных бензинов позволила бы не только эффективно защитить потребителей от некачественного топлива и существенно улучшить рыночную конъюнктуру двух отечественных - Мозырского и Новополоцкого - нефтеперерабатывающих заводов, но и значительно пополнить бюджет страны. Однако для реального воплощения такого проекта мало одного желания сотрудников научной лаборатории, необходима соответствующая государственная поддержка. А пока продолжается время "химиков".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter