Задержки производства

Суд обнажил проблемы строительного бизнеса

Суд обнажил проблемы строительного бизнеса


Когда в марте гомельские оперативники задержали троих подозреваемых в создании системы липовой сертификации строительных услуг ( «Левый» уклон», «СБ» за 4 апреля), было понятно: соль вопроса — совсем не в мелких суммах, которые они получали за работу. Интерес глубже. Почему фирмы деньги давали, когда могли в общем–то не давать?


Следствию прокуратуры Железнодорожного района Гомеля пришлось немало потрудиться, чтобы довести дело до конца. Нелегко оно далось и суду, где с перерывом рассматривалось несколько месяцев. Хотя изначальный расклад предполагал полную ясность. В деле фигурировали трое молодых людей: 27–летний инженер областного центра стандартизации, метрологии и сертификации, проработавший в нем около года, его приятель (из обвиняемых благодаря активным признаниям перешел в свидетели), а также 33–летняя минчанка. Катализатором всей истории стал строительный бум. Множество фирм заинтересованы, чтобы оперативно получить сертификаты на оказание строительных услуг. К слову, тогда подлежало обязательной сертификации девять видов услуг. Когда суд завершился — осталось, к радости строителей, лишь три. Со слов потерпевших, сама сертификация — процесс довольно сложный и путаный: огромная папка бумаг, немалые затраты плюс ожидание...


— Хотелось решить этот вопрос проще и быстрее, — объясняли в суде руководители фирм. — Знакомые подсказывали людей, способных помочь.


Среди таковых была минчанка, молодая мать. Поначалу незаконность ее работы заключалась в оказании услуг без регистрации предпринимательства. Дама хоть и нелегально, но вполне качественно собирала пакет документов для подачи их на сертификацию стройуслуг, за что и жила. Вскоре появилась альтернатива: предлагать то же самое, но дешевле, с элементами подделки. Например, технологических карт, актов приемки–передачи... 17 фирм, известных следствию, воспользовались услугой и остались довольны, получив законные сертификаты и право на работу.


— Мы не знали о подделке документов, — уверяли они.


— Не могли не знать, ведь поддельный пакет стоил втрое дешевле, чем настоящий, оформленный в юридической конторе, — парировала дама.


А вот в центре второй сюжетной линии оказался упомянутый выше «свидетель». Именно он общался с директорами десяти гомельских стройфирм, предлагая упростить и ускорить уже саму сертификацию. За 100 — 400 долларов обещал договориться «с кем надо»... Судя по материалам обвинения, «кем надо» он представлял инженера центра стандартизации. Передавались тому деньги или нет — до конца не ясно и сегодня. Инженер заверяет в бескорыстии. На том же стоят его родные и близкие. Вопрос теперь — для кассационных инстанций.


Ясно лишь одно: получить сертификаты, скажем, на работы по укладке полов или установке окон можно, лишь выполнив ряд требований: иметь дорогостоящие приборы и механизмы, специалистов нужной квалификации...


— Какой смысл принимать людей, которые еще работу не делают, и платить им зарплату? — задавались коммерсанты в суде вопросом. — Вот когда сертификат на руках, тогда набираем специалистов, арендуем технику и начинаем объект. Ясно, что иначе ничего не будет.


По материалам дела, при проверке строительных организаций инженер не всегда замечал пробелы, которые у фирм были: в штате, оборудовании... И ставил «добро» — резолюцию, после чего те шли за сертификатами. Правда, это все, что инженер мог сделать. Реально ускорить процесс сертификации он был не способен. Подобный вопрос в центре стандартизации решался комиссией. Среди прочего в зале суда по одной из фирм был назван срок ожидания — 2,5 месяца. Какая уж тут скорость? Просто мошенничество?


Районный суд первой инстанции признал должностное лицо виновным в получении взяток и мошенничестве. Приговор — 4 года лишения свободы. Суд посчитал доказанной и вину минчанки в незаконной предпринимательской деятельности, подделке документов и подстрекательстве к даче взятки, определив для нее 4 года ограничения свободы.


И все–таки, почему фирмы искали другие пути, а не шли единственно возможным — законным? Нелюбовь к чиновничьим кабинетам? Недоступность информации? Поиски простых способов? Полагаю, все вместе взятое, иначе в этом деле не фигурировало бы больше десятка фирм. О том же говорили и бизнесмены с «именем» в строительной сфере. «Неудобный» вопрос задаю Александру Казачку, директору областного центра стандартизации, метрологии и сертификации:


— Мы тоже искали на него ответ. Да, в прошлые годы сертификация была излишне осложнена, возникали вопросы и к длительности ее прохождения. Сейчас многое изменилось. Всего три вида услуг, подлежащих обязательной сертификации. И срок выдачи — 2 недели. Мы готовы помогать. Каждый вторник — бесплатные семинары. На нашем сайте теперь есть и подробный расклад действий для получения сертификата.


Знание — сила. Доступность и простота правил игры — на пользу всем. Не устаревающие истины и для сотрудников государственных организаций, и для бизнеса. Вот только почему–то эти истины то и дело проверяются на прочность...


Кстати


Во время следствия у 8 гомельских фирм, проходивших по материалам дела, срок действия сертификатов истек. Из двух работающих одна отказалась от инспекционной проверки центра стандартизации, сославшись на закрытие бизнеса. Другая же смогла подтвердить сертификат и документально, и практически.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter