В прошлом году население Витебской области сократилось почти на 4 тысячи человек

Зачем сто лет одиночества

В прошлом году население Витебской области сократилось почти на 4 тысячи человек. Специалисты оперируют уже привычной для нас фразой «естественная убыль населения». Так вот эта самая естественная убыль за год составила свыше 17,5 тысячи. Не будем сейчас философствовать и анализировать «естественность» с учетом утонувших, погибших на дорогах, сгоревших на пожарах и отравившихся алкоголем жителей региона. 


Жизнь есть жизнь. И в ней многое отведено на волю случая. Порассуждаем о другом. В 2014 году на Витебщине родилось 13 298 детей, что на 88 малышей меньше, чем в предыдущем. На этом с цифрами и покончим. Попробуем проанализировать: почему так вышло? Не стоит говорить о старении населения, уменьшении количества женщин репродуктивного возраста. Посмотрим на другое — кто сегодня идет в загс? Восемнадцати-девятнадцатилетние невесты — редкость. Специалисты утверждают: средний возраст вступления в брак в последнее время, как минимум, увеличился на 3—4 года. Скажете, люди более обдуманно делают этот шаг? Увы. На проценте разводов это незаметно. Просто современная молодежь не хочет обременять себя какими-либо обязательствами, стало модно жить для себя. И рожать — уже «не в тренде».

Еще недавно мы ужасались западной тенденции под чуждым для нас словом «чайлдфри». А теперь даже подростки, не владеющие азами английского, знают, что это в переводе означает «свободный от детей», «добровольно бездетный». И такое, простите за прямоту, извращение — не просто оправдание эгоизма отдельно взятого человека. Это общепризнанная за рубежом субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей.

По статистике, сегодня около 14 миллионов американцев отказываются быть родителями. Все больше сторонников чайлдфри появляется в России, немало их и в Беларуси. В социальной сети «ВКонтакте» зарегистрировано уже свыше 100 сообществ. Молодежь щеголяет, отстаивая свою независимость, упоенная возможностью делать самостоятельный выбор, и всерьез обсуждает темы стерилизации и кастрации. А потом, когда мозги становятся на место, годам к 30—35, начинают обивать пороги медучреждений. В кабинет планирования семьи — очередь на несколько месяцев вперед. И среди тех, кто годами безуспешно пытается познать родительские чувства, очень много людей среднего возраста. Почему?

…Светлане Александровне — чуть больше сорока. Мы встретились в доме малютки, где бизнес-леди в очередной раз пыталась найти «своего малыша». Два высших образования, шикарная квартира в престижном микрорайоне, хорошая работа. А вот в личном плане не задалось — детей нет, бывший муж уехал в другой город. Моя новая знакомая уверена: были бы в браке малыши, все сложилось бы по-другому. Вот только о наследниках Светлана, до сих пор не знающая слова «чайлдфри», но, по сути, являющаяся ярким примером модной молодежной тенденции, задумалась лишь после тридцати пяти. Убеждает, скорее, не меня, а саму себя: ну никак до этого нельзя было терять время на декретный отпуск. Учеба, бизнес, строительство жилья. Разве можно становиться мамой без всего этого?! Да и опасность испортить фигуру беременностью пугала не меньше инвалидности. Она привыкла ни в чем себе не отказывать. Отдых — три раза в год и только за рубежом. Одежда — самая лучшая, брендовая. Косметолог и массажист — через день. Другой жизни эта дама не представляет.

Но с возрастом чувство одиночества обостряется даже у таких бесспорных оптимисток и любительниц роскоши. Вот и моя собеседница признается, что все чаще стала жаловаться на депрессию. Ей явно наскучили бизнес-встречи и корпоративные вечеринки. Сначала обращалась к медикам, ездила по известным клиникам, даже консультировалась за рубежом. К сожалению, помочь никто не смог.

Как много людей оказывается в подобной ситуации? Я поговорила на эту тему с практиками — психологами и гинекологами. Они единодушны во мнении. Если раньше настоящими проблемами были раннее материнство и незапланированная беременность, то сегодня они явно сдали свои позиции перед расчетливостью молодых пар. Тенденция становится все более пугающей. Рожать без наличия квартиры и машины, как минимум, стало считаться дурным тоном. Хорошо это или плохо? Скорее — из крайности в крайность. Специалисты видят в этой тенденции несколько подводных камней, а вернее, даже глыб. В «предельном» возрасте, утверждают медики, возрастает риск бесплодия. Так что отложенное родительство может впоследствии и не состояться. Вот почему есть очереди и в кабинет планирования семьи, и на процедуру ЭКО. А знатоки человеческих душ, в свою очередь, констатируют: со временем привычка жить для себя лишь укореняется. Вслед за машиной и квартирой понадобятся дача, круиз, новая машина или добротный коттедж. Смогут ли считать себя счастливыми через 20—30 лет те, кто сегодня меняет материнство на новую шубку и очередное путешествие по заморским странам да с умным видом рассуждает о чайлдфри? Не думаю. Они не свободны. Они в клетке призрачных материальных ценностей, которые слишком хрупки и недолговечны. Вот только понять это нужно вовремя.

a_veresk@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter