В Светлогорске открылась персональная выставка Рыгора Ситницы

Зачем ехать в провинцию?

В Светлогорске открылась персональная выставка художника Рыгора Ситницы
Светлогорск меня удивил. Кажется, что город стоит в сосновом лесу. Сосны везде: во дворах многоэтажек, на улицах, рядом с поликлиниками. Как на японских гравюрах. Можно бы и больше про город и сосны, да гулял по улицам мало.

А вот в городской художественной галерее «Традиция» имени Прянишникова провел несколько часов. Там открылась выставка известного художника Рыгора Ситницы. Двадцать работ заняли два светлых зала, рядом с постоянной экспозицией. Мне повезло еще до появления зрителей, пришедших на встречу с художником, внимательно рассмотреть каждую из представленных работ.

«Прогулка вдоль забора № 4».
«Прогулка вдоль забора № 4»

О Ситнице можно говорить долго. У него своя тема, свой взгляд, своя творческая манера, узнаваемая и запоминаемая. Он много выставляется, его графические листы включены в постоянную экспозицию Национального художественного музея. Он постоянно ездит, представляя страну за рубежом, пропагандируя творчество наших художников. Иногда я удивляюсь, когда только Рыгор успевает работать, создавать новые циклы графических листов. Но успевает, к очередной выставке — новые работы. Кстати, Рыгор Ситница — председатель союза художников, а до того был секретарем, а это большущий кусок организационной работы с самым непростым, очень амбициозным и обидчивым творческим контингентом.

«Прогулка вдоль забора № 7».
«Прогулка вдоль забора № 7».

Большая часть представленных работ сделана самыми обыкновенными карандашами. Такими и дети рисуют в школе. Но художник умудряется открывать новые возможности традиционного материала. Знаете, наши предки–прадеды еще не так давно строили дома с помощью пилы и топора. Тесали бревна, складывали их в срубы, ставили стропила, крыли крыши колотыми дощечками. Эти дома, церкви, хлева, заборы, колодцы простояли до наших дней. Смотришь на работу неизвестных плотников и удивляешься, думаешь: как это возможно?

«Гаспода № 16»
«Гаспода № 16»

Таким домам, хатам, амбарам и посвящен один из самых интересных циклов художника «Гаспода». Слово на русский язык непереводимое. В нем есть и «гаспадарка» и «гаспадар» и «господь»... В этом слове есть и человек, думающий о будущем, заботящийся о дне грядущем. Рачительный хозяин, старательно сложивший дрова под крышу, чтобы зимой было чем топить печь. Есть и хозяйка, повесившая сушиться в лучах осеннего солнца золотые косы лука. Корзины самые разнообразные, сплетенные умелыми крестьянскими руками. Они прочны, надежны и выразительны своей простотой.

«Прогулка вдоль забора № 9».
«Прогулка вдоль забора № 9»

А вот самого «гападара» на рисунках художника нет, но он рядом. Иногда мне кажется, что Ситница и глядит на все эти предметы, дома, заборы, корзины самые разные, на аккуратно, по–хозяйски сложенные дрова глазами хозяина. Возможно, что даже улыбается в картинные усы, радуясь тому, как хорошо удалось сделать работу.

Зрители охали и ахали, глядя на большие рисунки. Кто–то говорил, что и его родители так же складывали дрова. Две зрительницы узнали плетеные корзины, вспоминали, что именно их родители в них хранили. Молодые люди с айфонами фотографировали работы мастера, всматривались, спорили, как художник нарисовал тот или иной предмет крестьянского быта.



Еще хочу сказать, что мне лично очень нравится серия с засыпанными снегом заборами, с голубыми тенями на сверкающей белизне. Казалось бы, — все просто, но это надо увидеть, а потом перенести, тщательно отшлифовав реальное, на шершавую плоскость бумаги. Смотришь и понимаешь — декабрь, первый снег, небольшой мороз, градусов семь–восемь... Заборы в снегу, стужа, а рисунок греет.

Провинциальный зритель очень доброжелателен, всегда рад встрече с художником. Когда Рыгор Ситница рассказывал землякам о тайнах своего творчества — его внимательно слушали, когда читал свои стихи — восторженно аплодировали, а когда пел народные песни — подхватывали, подпевали...

На подобных выставках меня больше всего удивляют люди —– те, кто эти выставки организовывает, принимающая сторона. И правильно, что и Владимир Савич, приехавший из столицы поддержать своего ученика и коллегу, и сам Рыгор Ситница не жалели добрых слов и подарков для организаторов выставки.

Иногда слышу, что нет смысла возить работы в провинцию, устраивать там вернисажи. Кому это надо? Сейчас в интернете все есть!


P.S. А если какой–нибудь мальчишка зайдет в галерею, посмотрит работы известного белорусского художника Рыгора Ситницы, задумается... А потом возьмет лист бумаги, обыкновенные цветные карандаши (в каждом доме такие есть) и попробует нарисовать дерево, засыпанное снегом, забор, дом, чашку...

Даже ради одного такого пацана или девчонки уже стоило делать выставку, читать стихи, петь...

Советская Белоруссия №238 (24619). Суббота, 13 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter