За «Волгой» - Москва

Недавно один из зарубежных послов спросил меня: «Господин Ростиков, как вы думаете, скажется ли конфликт между Беларусью и Россией по поводу цен на энергоносители на защите ваших общих западных рубежей?»

Недавно на приеме по случаю рождественских праздников один из зарубежных послов спросил меня: «Господин Ростиков, как вы думаете, скажется ли конфликт между Беларусью и Россией по поводу цен на энергоносители на защите ваших общих западных рубежей?» Так как человек этот был более чем многоопытный, осторожный, то вопрос, вдруг слетевший с его уст, в этот раз выражал если не тревогу, то явную озабоченность. Что ему было ответить? Да, скажется, и притом самым разрушительным образом. Хотя он сам хорошо и во многом даже лучше меня это понимал.

До последнего времени  считалось, что на пути строительства Союзного государства России—Беларуси наиболее удачно складываются отношения в военной области. Я не буду перечислять всех договоров и соглашений не только подписанных, но и неукоснительно исполняемых двумя странами в сфере оборонной политики. Но только, похоже, теперь от торгашеского спора, навязанного Беларуси «хозяйствующими субъектами» по поводу цен на энергоносители, могут более всего пострадать армии, а точнее, обороноспособность наших двух стран. 

23 ноября прошлого года в Бресте на заседании Совета министров обороны государств—участников СНГ планировалось подписать соглашение о создании Единой региональной белорусско-российской системы ПВО. По сообщению пресс-службы Кремля, предложение правительства России о подписании соглашения с Беларусью о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы ПВО Республики Беларусь и РФ одобрил и Владимир Путин. Не возражал тогда и Александр Лукашенко. 

Оно и понятно, в последние годы военная инфраструктура НАТО уже вышла к нашим границам. После вступления в Североатлантический альянс Венгрии, Польши, Чехии, а также республик Балтии вокруг Беларуси, и особенно европейской части России, сложилась принципиально новая геополитическая обстановка. 

Известно уже о планах развертывания в Восточной Европе (скорее всего, в Польше) американских пусковых противоракетных установок шахтного базирования. И здесь без Беларуси не обойтись. Любые другие дополнительные меры по поддержанию стратегической стабильности для обеспечения национальной безопасности России будут недостаточны. В противном случае разговоры об ассиметричности и адекватности ответа будут обычным блефом. Даже в случае размещения тактической авиации НАТО в той же Польше и странах Балтии (а это неизбежно) зона досягаемости объектов на территории России расширится более чем на 400 километров. Тогда станет возможным применение авиационных крылатых ракет (КРВБ) против шахтных пусковых установок российских МБР, расположенных поблизости от западных границ РФ. Кстати, первые 8 из 48 ударных самолетов F 16 C/D Block 52, закупленных Польшей в США, способных в том числе  наносить удары по наземным целям, в конце прошлого года уже прибыли на аэродром постоянной дислокации недалеко от Познани. «Пусть самолеты НАТО садятся где хотят, мы для этого и создаем региональную систему ПВО», — на вопрос об ответных мерах в связи с наращиваем авиационной группировки в Польше спокойно тогда ответил главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Михайлов. 

Для такой уверенности, казалось, действительно были все основания. Необходимые шаги по согласованию вопроса о создании Единой региональной белорусско-российской системы ПВО были уже пройдены, визы вроде получены. Более того, за несколько недель до подписания этого соглашения был решен и еще один важный вопрос: на вооружение 115-й зенитно-ракетной бригады белорусских ВВС — ПВО поступил последний из четырех закупленных в России дивизион системы С-300ПС. С этого времени бригада уже в полном составе стала нести боевое дежурство по защите воздушных рубежей Беларуси и России. Именно С-300 и давно уже имеющиеся в распоряжении белорусской армии такие зенитные ракетные системы дальнего действия, как С-200, должны встречать самолеты-носители КРВБ противника, если они прорвутся через первый рубеж обороны. И тем не менее этот важнейший для защиты наших стран документ, утверждающий создание Единой региональной системы ПВО Беларуси и России, существующий вроде де-факто, не был оформлен де-юре. Как уже тогда становилось ясно, причиной стал торг вокруг цены на энергоносители и то невиданное информационное давление, которое начала осуществлять против Беларуси Россия. А ведь из подготовленного документа вытекало, что командование создаваемой Единой региональной системой ПВО Беларуси и России будет находиться в Москве и вопросы применения входящих в системы сил и средств решать самостоятельно. И подписание соглашения снова застопорилось. Беларусь не то что опасается в какой-то мере лишиться части своего суверенитета, она попросту не желает стать заложницей сегодняшнего торгашеского Кремля. Не использует ли он однажды ее как разменную монету? А это, похоже, может быть и так.

Угроза повышения цен на газ для Беларуси до 200 долларов и окончательное решение, зафиксировавшее цену для республики в два раза выше ранее существующей, увы, тому свидетельство. Это ли не меры, направленные на ослабление своего союзника, в угоду Западу, который фактически берет Беларусь в блокаду. Но в конечном результате все эти меры могут, скорее, привести к блокаде самой России. 

Нарушив ряд соглашений между двумя странами, в том числе Соглашение о Таможенном союзе, а также о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, Кремль, таким образом, поставил под удар двусторонние договоренности по условиям сохранения своих военных объектов на территории Беларуси. Теперь на вполне законных основаниях правительство республики может инициировать процедуру денонсации этих обязательств, т.е. договоренностей относительно сохранения российских военных объектов. Но пока, выступая на встрече с ра-бочим коллективом бобруйской «Белшины», Президент Александр Лукашенко заметил, что Беларусь, являясь сегодня, по сути, форпостом России на западе, не отказывается от защиты подступов к Москве на этом стратегическом направлении. Тем не менее он посчитал необходимым напомнить Кремлю о немалой «цене вопроса», в том числе и о том, что российские военные объекты на территории Беларуси находятся «совершенно бесплатно». 

Таких объектов несколько. Прежде всего РЛС «Волга» под Барановичами. С тех пор как в середине 90-х годов в латвийском местечке Скрунде подрывниками одной из американских фирм была показательно взорвана РЛС «Днепр», на западном космическом фланге России несколько лет зияла огромная дыра. Ракетный удар оттуда заметили бы только после того, как эти ракеты стали бы уже поражать цели в России. Именно вступление в октябре 2003 года на боевое дежурство системы раннего предупреждения «Волга» позволило наконец союзникам снова сомкнуть кольцо своей обороны. 

Сегодня находящаяся на территории Беларуси «Волга» является самой современной радиолокационной станцией в соединении ПРН. Она способна обнаруживать старты баллистических крылатых ракет на расстоянии 5 тысяч километров, т.е. не только с территории всей Европы, Северного и Средиземного морей, но и значительной части Атлантического океана. При этом контролировать не только ракетоопасное направление, но и космическую обстановку над своими западными рубежами. Понимая колоссальное значение этой станции для обороны двух стран, Беларусь еще в 1995 году подписала соглашение с Москвой, по которому земля и все сооружаемые на ней объекты передавались в аренду России на 25 лет, «без взимания всех видов налогов, кроме налогов, связанных с хозяйственной деятельностью». Теперь, после недружественных шагов Кремля, Беларусь вправе последовать его примеру и, расторгнув эти договоренности, потребовать вывода российских военных объектов со своей территории. 

Это касается и еще одного важнейшего российского объекта на территории республики – радиотехнического центра (РТЦ) Военно-морского флота в Вилейке, который является одним из элементов боевого управления российским флотом. Благодаря Вилейскому РТЦ не просто поддерживается радиосвязь с атомными субмаринами, находящимися под водой, а обеспечивается сама возможность выполнения морскими стратегическими силами России функции ядерного сдерживания и нанесения ими в случае необходимости ракетного удара по врагу. Ведь в его задачу входит ретрансляция команды «Пуск», поданной с ядерного чемоданчика на подводные ракетоносцы, находящиеся в самых отдаленных районах Мирового океана. По словам министра обороны Сергея Иванова, в Атлантическом, Тихом и Северном Ледовитом океанах на боевом дежурстве постоянно находятся 8 атомных лодок со стратегическим оружием на борту. 

Согласно данным Российского  института стратегических исследований, еще десять лет назад в Беларуси имелось 42 аэродрома, пригодные для размещения военной авиации. Не стало их меньше и сейчас. Как еще в феврале прошлого года заявлял главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов, все авиабазы Беларуси «находятся в хорошем состоянии и готовы принять нас в любое время. Мы тоже по определенной команде готовы перелететь и заступить на дежурство». И если перебазирование на аэродромы Беларуси самолетов стратегической авиации с крылатыми ракетами на борту тогда сочли нецелесообразным, то о перелете таких машин, как Су-30, способных создать мощный противовоздушный заслон и не допустить выхода натовских самолетов-носителей КРВБ на рубежи пуска, переговоры, по некоторым све-дениям, до последнего времени велись. 

Тот же Сергей Иванов поспешил дезавуировать признание своего главкома Михайлова о планируемом приобретении Россией авиабазы на территории Беларуси. Теперь он заявляет, что создание такой базы в Беларуси не имеет большого практического смысла. Хватит, мол, с нас и хорошо сохранившихся там аэродромов подскока. 

Но если дело будет и дальше так идти, т.е. править в России будет «Газпром», то и «подскакивать» российским самолетам будет не с чего. Такая политика уже привела к тому, что ряд государств на постсоветском пространстве, которые до последнего времени были поясом безопасности для России, превращаются в направленные против нее плацдармы. Это, как говорится, разговоры для бедных, что Беларусь  невозможно интегрировать в Европу. НАТО спит и видит нашу страну в своем составе. И тогда западня, которую готовят для Беларуси кремлевские властители, захлопнется для самой России. И самолеты НАТО со знаменитого военного аэродрома под Витебском смогут уже за 5 минут долететь до Смоленска… Другое дело, что этого никогда не допустят белорусский народ и Президент. Как бы нас на это ни подталкивал Кремль… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter