За строкой бюджета

В республиканский бюджет в 2010 году поступит 35,5 трлн. рублей доходов

Как будет жить страна в текущем году, сколько средств планирует она получить и куда они будут направлены — в значительной мере ответы на эти вопросы дает республиканский бюджет. Являясь центральным звеном бюджетной системы Беларуси, он концентрирует более половины государственных ресурсов.

Очевидно, что среди основных приоритетов на 2010 год являются общегосударственная деятельность, поддержка реального сектора экономики, сохранение качественного уровня социальных услуг, жилищное строительство. Планируется, что в республиканский бюджет в текущем году поступит 35,5 трлн. рублей доходов, что на 20,7 % превышает уровень 2009 года. В основном это налоговые поступления – 92,5 % от всего объема. Прогнозируемые расходы – 38,2 трлн. рублей, что на 23,5 % превышает ожидаемое исполнение предыдущего года.

На финансирование общегосударственной деятельности (научные исследования, международная деятельность, государственные органы общего назначения, резервные фонды, межбюджетные трансферты и др.) предусматривается выделение 14,8 трлн. рублей, или 38,7 % от расходов республиканского бюджета.

На поддержку отраслей национальной экономики будет направлено 12,9 трлн. рублей, это третья часть всей расходной части. При этом ассигнования на топливо и энергетику составят 5,6 трлн. рублей, из них 4 трлн. рублей – субсидии отечественным НПЗ на возмещение стоимости импортируемого углеводородного сырья. Немалая часть средств выделена и на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности: 3,5 трлн. рублей (9,1 % от объема республиканского «кошелька»). Профинансируют также промышленность, строительство и архитектуру – в сумме 1,8 трлн. рублей (4,8 %). На дорожное хозяйство в 2010 году направляется 1,1 трлн. рублей (2,9 %). Другим отраслям экономики повезло меньше: так, на долю лесного хозяйства и транспорта приходится по 0,6 % республиканских расходов, на связь и другую деятельность – 0,36 % и 0,45 % соответственно. Это объясняется направлением бюджетных средств на финансирование объектов производственного назначения, ориентированных на импортозамещение и энергосбережение, использование новых прогрессивных технологий.

Социальная строка консолидированного бюджета оценивается в 18,6 трлн. рублей, из них республиканский вклад – 6,2 трлн. рублей. С учетом средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения расходы на социальную сферу составят 36,5 трлн. рублей. Кроме того, если учесть ассигнования, направляемые в социальную сферу субъектами хозяйствования и общественными организациями, то названные показатели будут существенно выше.

Ассигнования на социальную политику из республиканских средств составят 3 трлн. рублей: в основном это расходы на пенсионное обеспечение военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава МВД, МЧС и органов финансовых расследований КГК. Еще 1,3 трлн. рублей направляются банкам на компенсацию потерь от выделения ими собственных ресурсов на льготное кредитование жилищного строительства.

Расходы республиканского бюджета на образование прогнозируются в сумме 1,4 трлн. рублей, а с учетом вливаний из местных бюджетов этот объем увеличится в 5,3 раза. Похожая ситуация в здравоохранении: из республиканского «кошелька» выделяется 1,3 трлн. рублей, плюс вклад на местах – еще 4,4 трлн. рублей. На физическую культуру, спорт, культуру и СМИ запланировано полтриллиона рублей республиканских средств, а с учетом местных бюджетов эта сумма увеличится до 1,4 трлн. рублей.

В республиканском бюджете-2010 предусмотрены 1,5 трлн. рублей на национальную оборону, 2,5 трлн. рублей – на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности. Ассигнования на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство определены в размере 86 млрд. рублей. Основной объем расходов на эти цели (4 трлн. рублей) приходится на местные бюджеты. В консолидированном бюджете на охрану окружающей среды предусмотрено выделить 520 млрд. рублей, в том числе из республиканского бюджета – 233 млрд. рублей.

Дефицит бюджета утвержден в объеме минус 2,7 трлн. рублей, или 1,5 % ВВП, то есть в границах предельно допустимых значений. В соответствии с законом о республиканском бюджете лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь на конец 2010 года установлен в размере 26,5 трлн. рублей. Предельный размер обязательств по гарантиям, предоставляемым правительством страны по кредитам, выдаваемым банками юридическим лицам в 2010 году, не должен превышать сумму погашения в этом году кредитов банков, выданных под гарантии правительства. Лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец текущего года утверждается в объеме $ 9,5 млрд.

Таким образом, темпы роста доходов и расходов республиканского бюджета в 2010 году по отношению к исполнению бюджета в 2009 году значительно превышают запланированный на текущий год уровень инфляции, что указывает на реальный прогнозируемый рост этих показателей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter