Безработные специально становятся на учет в центрах занятости, чтобы избежать грядущего налога на тунеядство

За ширмой трудовых вакансий

В ожидании суровых мер декрета о тунеядстве в центрах занятости наблюдается аншлаг и разыгрываются целые спектакли. Ведь, по наблюдениям специалистов, каждый пятый бездельник — убежденный, а приходит, чтобы только засветиться, заявить для галочки «ищу работу». На самом же деле просто не хочет платить предполагаемый налог в 20 базовых. Разоблачить таких ловкачей удается не сразу... В Минтруда и соцзащиты нехорошую тенденцию заметили и уже предупредили: отмахнуться от налога статусом безработного не получится. Министр Марианна Щеткина предложила пересмотреть подходы: возможный срок нахождения на учете по безработице сократить втрое, до 12 месяцев, переговоры с нанимателем обязать проводить в кратчайшие сроки со дня выдачи направления и т.д. Корреспондент «СБ» исследовала ситуацию на местах и убедилась: затягивать с новыми нормами не стоит.


«Чистосердечные признания», что визит в центр занятости стал мерой крайне вынужденной, приходится выслушивать нередко, рассказывает заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Гомельского горисполкома Елена Земляник:

— Примерно 20% открыто заявляют, что пришли встать на учет только потому, что категорически не желают платить налог на тунеядство. При этом мыслей о реальной работе вообще никаких. Начинаешь объяснять, что так просто числиться безработным не получится — возмущаются, расстраиваются... Кстати, в интернете уже полным ходом идет обсуждение и раздача советов, как половчее обмануть центры по трудоустройству, чтобы подольше задержаться в статусе официально безработного. Целые тактики разработаны, как ввести в заблуждение нанимателя и в процессе собеседования заставить его отказать в трудоустройстве. Например, надо, мол, вдруг начать жаловаться на проблемы со здоровьем и семейные неурядицы. Или изобразить некомпетентность в каких–то элементарных вопросах профессиональной деятельности. Работодатель произносит заветное «извините, но вы нам не подходите» — и довольный своим трюком «активно ищущий» безработный снова отправляется курить бамбук. И такое поведение — уже не редкость... К слову, некоторые в процессе пускания пыли в глаза не гнушаются получить и адресную помощь. Но когда возникают сомнения — а рано или поздно это обязательно происходит, — мы перезваниваем на предприятия и интересуемся, как прошел разговор. Вот тут–то и всплывают интересные нюансы! Естественно, ловкача сразу же снимаем с учета.


Комичные и прежде небывалые сюжеты приходится наблюдать. Мамы в буквальном смысле за ручку приводят трудоустраивать сыновей, жены — мужей (кстати, еще не видели, чтобы наоборот). Недавно в центре уж и не знали — смеяться или плакать, глядя, как 80–летняя старушка изо всех сил спасала сыночка от грядущего налога. В поисках лучшего места дошла аж до кабинета начальника. При этом ее драгоценному чаду уже далеко за 50, а общий трудовой стаж — 5 лет! Навыков и образования — ноль, желания работать — столько же... А от другой старушки, пока она бегала по кабинетам, сынок–оболтус с лицом цвета хаки и вовсе сбежал. Нашла, снова привела, но уже из поля зрения не выпускала. С одной стороны, смешно и горько. А с другой — кому, скажите, нужны такие работнички?

Некоторых соискателей в управление занятости Гомельского горисполкома сегодня приводит милиция — уже не первый день здесь проходит специальная акция, в которой ряду ведомств поставлена задача привлечь к труду граждан, ведущих асоциальный образ жизни.

Наталья Савицкая, главный специалист по приему населения, принимает заявление от безработного.  фото  Виталия Пивоварчика.

— Звучит, конечно, многообещающе. А на деле снова непонятно, куда этот старательно выловленный по подвалам и чердакам драгоценный «трофей» пристроить! — недоумевает Елена Иосифовна. — Вот, к примеру, сегодня одного 45–летнего «свободного художника» с характерно резким амбре милиция разве что не на руках принесла. Рабочий стаж — меньше наперстка, и во всех пяти скоротечных трудовых эпизодах уволен за прогулы...

При этом внешне картина выглядит как будто благополучно. В Гомеле на 800 вакансий уже приходится тысячи две официально безработных. А еще недавно было наоборот. Похожая ситуация и в Витебске: интерес горожан к официальному трудоустройству вырос в 1,7 раза, работу вроде бы ищут более 1.700 человек.

— Однако в действиях многих читается некая обреченность, — анализирует обстановку заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкома Марина Будкевич. — Такое настроение характерно для длительно неработающих граждан, численность которых по спискам выросла на 50 процентов. По всему видно, что перейти к регулярному трудовому ритму для них в тягость, многие имеют проблемы со здоровьем. Поэтому практически всех привлекает только неквалифицированный труд — сторожем, дежурным, администратором... 

Любопытно, что жители райцентров к вопросу трудоустройства относятся трепетнее, чем в крупных городах. Хотя в целом ситуация на рынке труда мало чем отличается: на одну вакансию приходится примерно 2 соискателя, остро не хватает квалифицированных и опытных специалистов. Однако начальник управления по труду, занятости и социальной защите Горецкого райисполкома Любовь Глушцова не сомневается, что почти все 112 стоящих на учете безработных искренне желают трудоустроиться:

— Такой вывод напрашивается хотя бы потому, что подавляющее большинство соискателей находится без работы меньше года — максимум месяцев 6 — 7. При этом 40% — с высшим образованием, почти каждый со специальностью. И вообще, притворяться здесь не имеет смысла, потому что в глубинке постоянная работа — это жизнь...

Дельно сказано. Неплохо бы эту мудрость провинции как следует усвоить и взять на вооружение каждому. Потому что не раз уже доказано: обходя закон, рискуешь угодить в лужу.

СПРАВКА «СБ»

На пособие по безработице, размер которого сегодня варьируется от 1 до 2 базовых величин, могут претендовать далеко не все безработные. В его назначении может быть отказано в случае прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон либо при прекращении трудового договора по основаниям, характеризующим работника не с лучшей стороны.

ВОПРОС РЕБРОМ

Сколько можно притворяться безработным?

Длительно манипулировать статусом официально безработного достаточно сложно, ведь согласно закону гражданина снимают с учета безработных, если он, например, отказывается от двух предложенных ему подходящих вакансий или от двух предложений подучиться или повысить квалификацию, уточняет заместитель председателя комитета по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома — начальник управления занятости населения Татьяна Кудевич:

— Причем очень важно правильно понимать и использовать термин «подходящая работа», о котором подробно рассказывает статья 4 Закона «О занятости населения Республики Беларусь». Смысл в том, что для длительно не работавшего гражданина — а к этой категории закон причисляет тех, кто находится без дела больше года, — подходящей является любая работа. Но как вам такая ситуация? В центр занятости приходит женщина после декретного отпуска с солидным дипломом, например, экономиста. И тут выясняется, что по специальности она вообще никогда не работала: сразу после окончания вуза родила сначала одного ребенка, следом второго... И вот сейчас, после 4 — 6 лет пеленок–распашонок, пришла к нам. Конечно, на первый взгляд получается, что для нее тоже любая работа как будто подходящая. Но разве честно и разумно предложить ей вакансию дворника или фасовщицы? Нет, мы направим ее на соответствующие курсы переподготовки, где засидевшаяся дома мама обретет определенную профессиональную уверенность и значительно повысит конкурентоспособность в глазах нанимателей.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 33 (24663). Пятница, 20 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter